Лев Зак
Лев (Леон) Васильевич Зак (псевдонимы Хрисанф, Михаил Россиянский)
Художник, поэт 19.VI / 1.VII 1892, Нижний Новгород 30.V 1980, Париж Окончил историко-филологический факультет Московского университета Отец Л.В.Зака, личный почетный гражданин, служил провизором. Мать, Розалия Моисеевна, в девичестве Россиянская, первым браком была замужем за врачом Людвигом Семеновичем Франком; один из их троих детей, Семен, окончив Московский университет, стал выдающимся философом (памяти старшего сводного брата Л.В.Зак посвятит статью [Зак 1954]). Среднее образование Лев Зак получил на гимназическом отделении Лазаревского института восточных языков в Москве, которое он окончил в 1911 с золотой медалью. Связи с соучениками по Лазаревскому институту сохранились у него на всю жизнь; так, его младший товарищ Роман Якобсон через многие десятилетия тепло напишет о нем в своем предисловии к книге Зака «Des Perles aux aigles» (Paris: Éditions Sant-Germain-des-Prés, 1975). Уже в школьные годы проявился интерес Зака к литературе (по воспоминаниям Якобсона, Зак был одним из тех, кто составлял и выпускал рукописные литературные журналы) и к живописи (посещал занятия в ряде художественных студий, в частности в студии Ильи Машкова; в 1907 картина Зака было выставлена в Салоне московских художников). В 191116 Зак учился на романо-германском отделении историко-филологического факультета Московского университета. В эти годы он сблизился с кругом авангардных поэтов и стал «вдохновителем» (по выражению В.Шершеневича), «идеологом» (по выражению Б.Лавренева) эгофутуризма. Названные поэты, а также К.Большаков, Р.Ивнев, Н.Львова, С.Третьяков, П.Широков и др. в 1913 выпустили три книги альманаха «Мезонин поэзии» («Вернисаж», «Пир во время чумы», «Крематорий здравомыслия») издания, в котором Зак выступал и как иллюстратор (под своей фамилией), и как поэт (под псевдонимом Хрисанф), и как автор полемических статей (под псевдонимом Россиянский). Готовилась к печати книга стихов Зака «Пиротехнические импровизации», которая, однако, осталась неизданной. Уже тогда Зак приобрел известность как художник. Он иллюстрировал целый ряд книг, в частности поэтические сборники В.Шершеневича и Р.Ивнева, участвовал в выставках «Мира искусств». Во время гражданской войны Зак оказался в Николаеве, откуда в 1920 перебрался в Константинополь, затем в Италию, Германию и, наконец, в 1923 обосновался в Париже. Во время фашистской оккупации оставался во Франции, под чужим именем прятался в деревне. В эмиграции Зак продолжал успешно работать как художник: иллюстрировал книги, участвовал как декоратор в постановке ряда спектаклей русских трупп. Его произведения экспонировались по всему миру в Париже, Брюсселе, Москве, Праге и т. д. В 1950-х он создал ряд значительных витражей и скульптур. Сейчас его художественные работы представлены во многих ведущих музеях мира. Казалось, поэзия осталась далеко позади. Лишь в 1970, после публикации его поэтического сборника [Россиянский 1970], выяснилось, что все эти годы живопись и поэзия продолжали существовать для него как единое целое, о чем он в январе 1969 писал В.Ф.Маркову [Марков 1970, с. 15]:
Н.Н.Перцова Основные источники: ЦИАМ, [Марков 1970, Хазан 2008] |
|