Поэзия Московского Университета от Ломоносова и до ...

 

 
 
 


Митрополит Филарет

Митрополит Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов)
Митрополит Московский и Коломенский; в 1994 г. причислен к лику святых
26.XII 1782 / 6.I 1783, Коломна – 19.XI / 1.XII 1867, Москва
Почетный член Общества любителей российской словесности
при Московском университете, в 1837 г. освятил домовую церковь
Московского университета – храм св. мученицы Татианы


      Сын коломенского соборного дьякона (впоследствии священника), Василий Михайлович Дроздов воспитывался сначала в Коломенской (1791–1799), а затем в Троицко-Сергиевой семинарии (1799–1803). Последняя имела в то время несомненное превосходство перед другими духовными учебными учреждениями. Главным ее устроителем был известный своей просвещенностью и добросердечием митрополит Московский Платон (Левшин). В семинарии царила семейная атмосфера. Ученики получали глубокие разносторонние знания, выпускники в совершенстве владели древними языками – греческим, латынью, ивритом. Наставники быстро заметили способности В.М.Дроздова: «Отлично остр, прилежен и успешен», – отзывался о нем ректор архимандрит Евграф.
      По окончании семинарии, 21 ноября 1803 г., после проведенного лично митрополитом Платоном экзамена В.М.Дроздов был принят учителем греческого и древнееврейского языков в лаврской семинарии, затем, 30 августа 1806 г., назначен преподавателем высшего, пиитического, класса и проповедником при лавре. Этому предшествовала первая публичная проповедь, произнесенная в Троицком соборе 12 января 1806 г. в честь двухсотлетия освобождения Сергиевой лавры от поляков.
      Митрополит Платон, который высоко ценил ученика, считая, что «он пишет по-ангельски», еще в 1806 г. советовал ему принять монашество. Однако Дроздов в течение двух лет проверял свои склонности и только в июле 1808 г. подал прошение о пострижении. 16 ноября того же года он был пострижен в монашество с именем Филарет в честь праведного Филарета Милостивого, а 21 ноября рукоположен в иеродиаконы.
      Он предполагал провести всю жизнь в лавре, надеясь стать со временем «гробовым» священником у раки преподобного Сергия. Однако 1 марта 1809 г. по указу Святейшего Синода его перевели в Петербург, где он был определен инспектором Санкт-Петербургской семинарии с занятием кафедры философских наук в звании бакалавра, а уже через несколько дней назначен на должность ректора Александро-Невского уездного училища, учрежденного при той же семинарии, с оставлением в прежних должностях в семинарии. Вместо прежней патриархальной простоты о. Филарет столкнулся со столичной суетностью. «Ход здешних дел весьма для меня непонятен», – писал он своему отцу. Как отмечают современники, переезд отразился на его характере, в котором появились осторожность и некоторая скрытность в словах и действиях.
      28 марта 1809 г. о. Филарет был рукоположен в иеромонахи; 8 февраля 1810 г. переведен бакалавром богословских наук в Санкт-Петербургскую духовную академию, где сначала преподавал догматическое богословие и церковную историю, а с 21 июля того же года – историю и церковные древности.
      8 июля 1811 г. «за отличие в проповедовании слова Божия» о. Филарет был возведен в сан архимандрита. 11 марта 1812 г. он был назначен ректором Санкт-Петербургской академии и профессором богословских наук (оставался в этой должности до 1819 г.), а уже 27 марта определен также и настоятелем новгородского Юрьева монастыря. С этого же времени как ректор вошел в Санкт-Петербургскую духовную консисторию. В его академии царил образцовый порядок. Он переработал и представил на утверждение академический устав, переработав вместе с тем устав для духовных семинарий, уездных и приходских училищ.
      Сохранились восторженные отзывы современников о его лекциях и проповедях этого периода:

        Голос тих, тонок, но ясен; речь внятная, говорил остро, высоко, премудро, но все более к уму, менее же к сердцу. Свободно делал изъяснение Священного писания. Как бы все лилось из уст его. Привлекал учеников так к слушанию себя, что когда часы кончались ему преподавать, всегда оставалось великое усердие слушать его еще более без ястия и пития. Всем казалось истинно приятно, совершенно его учение. Все доказывало, что он много в науках занимался.

      Это было всегда живое слово и мыслящее слово, вдохновенное размышление вслух. Проповедь у Филарета всегда была благовестием, никогда не бывала только красноречием.

      Тогда же вышли три его книги, составленные из лекций, читанных студентам Академии в продолжении нескольких лет: «Начертание церковно-библейской истории», «Записки на книгу Бытия» и «Опыт объяснения псалма 67».
      5 августа 1817 г. он был возведен в архиерейский сан и назначен епископом Ревельским и викарием Петербургской епархии; затем был архиепископом Тверским (в 1819–1820 гг.), Ярославским (в 1820–1821 гг.) и Московским (1821–1826 гг.). 22 августа 1826 г. был возведен в сан митрополита; с этого времени до конца жизни занимал пост митрополита Московского и Коломенского.
      12 сентября 1837 г. митрополит Филарет освятил домовую церковь Московского университета – храм св. мученицы Татианы. По окончании богослужения он обратился к собравшимся в храме со следующими словами:

        Итак, вот дом молитвы под одним кровом с домом любомудрия. Святилище тайн приглашено в жилище знаний, и вступило сюда, и здесь основалось и утвердилось своими тайнодейственными способами. Видно, что религия и наука хотят жить вместе и совокупно действовать к облагораживанию человечества. <…> Приступите к Нему — благоговеющим умом, верующим сердцем, молящимся духом, послушной волей, приблизьтесь, приступите к Нему и просветитеся, и лица ваши не постыдятся.

      Делом своей жизни святитель считал полный перевод Священного Писания на русский язык «для споспешествования истинному просвещению духовенства и православного народа». Он разработал принципы перевода и стал одним из переводчиков (перевел «Евангелие от Иоанна»), редактором и главным защитником самой идеи русской Библии. Он писал:

        Величие Священного Писания состоит в силе, а не в блеске слов; из сего следует, что не должно слишком привязываться к славянским словам и выражениям ради мнимой их важности. <...> Тщательно наблюдать должно дух речи, дабы разговор перелагать слогом разговорным, повествования – повествовательным и так далее.

      Однако как сама идея, так и способы ее воплощения вызывали возражения ряда членов Синода и иерархов церкви. Не желая церковного раскола, Филарет надолго приостановил эту работу.
      Велико его богословское наследие, куда входят, в частности, многократно переиздававшиеся многотомные «Слова и речи». Именно как религиозный писатель епископ Филарет в 1818 г. был избран почетным членом Общества любителей российской словесности при Московском университете.
      С юности он писал и стихи, однако не придавал им значения. Так, получив в 1866 г. от одного из школяров стихотворение, посвященное празднику Преображения, он тут же набросал и свой экспромт:

  На день Преображения Господня

Преобразился днесь Ты на Горе, Христе,
И славу там Твою ученики узрели,
Дабы, когда Тебя увидят на кресте,
Страданье вольное Твое уразумели
И проповедали вселенной до конца,
Что Ты – Сияние Отца.

      Наибольшей известностью пользуется поэтический ответ Филарета на стихотворение А.С.Пушкина «Дар напрасный, дар случайный…» (см. раздел «О поэзии»). В журналах XIX века порой встречаются и другие стихи Филарета, однако, к сожалению, сохранилось их немного.
      19 ноября 1867 г. после проведения богослужения митрополит Филарет тихо скончался. Был погребен в приделе праведного Филарета Милостивого в Свято-Духовской церкви Троице-Сергиевой лавры. Останки его подвергались поруганию в конце 1930-х гг. при разрушении церкви и в 1956–57 гг. при прокладке теплосети: они оказались сброшенными в общую яму вместе с останками митрополита Иннокентия (Вениаминова) и архимандрита Антония (Медведева). При раскопках, проведенных в октябре 1994 г. археологом С.А.Беляевым, они были извлечены из этой ямы и идентифицированы.
      На Архиерейском соборе Русской православной церкви 2 декабря 1994 г. святитель Филарет был причислен к лику святых. Его мощи были перенесены сначала в Трапезный храм преп. Сергия, а затем в Успенский собор Троице-Сергиевой лавры. Наконец, 9 июня 2004 г. мощи нашли упокоение в кафедральном соборном храме Христа Спасителя в Москве.
      Масштаб личности святителя был по достоинству оценен уже его современниками. И.С.Аксаков писал:

  Митрополита Филарета не стало. Упразднилась сила, великая нравственная, общественная сила, в которой весь русский мир слышал и ощущал свою собственную силу, – сила, созданная не извне, порожденная помощью личного духа, возросшая на церковной народной почве. Отжита навек та величавая, долгая современность, что обняла собою пространство полвека. <...> Прервалось полустолетнее назидание всем русским людям – в дивном примере неустанно бодрствующего и до конца бодрствовавшего духа. Смолкло художественное важное слово, полвека и более полувека раздававшееся в России, то глубоко проникавшее в тайны Богопознания, то строгой и мощной красотой одевавшее разум Божественных истин!

Н.Н. Перцова

Основные источники: [СЧОЛРС, Филарет 2010, Флоровский 1937]