<…> ……. Осенью я оказался в Университете в Московском Императорском, на Моховой, в новом здании..….. Ну что же, в Университете было всё, как полагается. В «богословской» аудитории Челпанов*) читал психологию. А потом логику. А на следующий год – введение в философию. И, конечно, собирал больше всех слушателей. Даже с других факультетов приходили. Я сам видел одного юриста. Потом были ехиднейший Виппер*) и многоречивейший Шпет*). И первые курсы читали «восходящие звёзды» Трубецкой*) и молодой Виппер*), сын предыдущего. Впрочем, они так и не взошли Трубецкой скоро ударился в политику, и потом его расстреляли, а Виппер держался несколько лет, вместе с отцом торговал книгами в «Книжной лавке музейных работников» (там, за прилавком, я у него зачёт получил по курсу «История нового искусства»), а потом уехал в Латвию.
Но зато читалось два курса санскрита. Один элементарный. Ну, грамматика. Ну, «Наль» и «Хитопадеша». А другой – «Ведийские гимны». Первый слушало человек шесть. На втором нас было двое: приват-доцент Соколов и я. Тем не менее за целый год ни один из нас не пропустил ни разу. А к концу мы уже смогли приступить к комментариям Саяны*). А вот с греческим ничего у меня не получалось. Удивительно неприятный оказался язык. Всего-то я и запомнил, что три окончания: mi si ti, и то только потому, что в санскрите точно такие же. На Рождестве были экзамены. На «весьма»*). Весною тоже. А потом опять лето и на этот раз с долгожданной неприятностью. Московский Императорский Университет извещал студента Историко-филологического факультета такого-то, что ему надлежит прибыть на производство жеребьёвки, имеющей быть в аудитории В аудитории было пыльно и душно. Одноглазый декан читал фамилии по списку. Некоторые откликались. Другие молчали. Третьих вообще не было. Секретарь называл выпадавшие номера. Впрочем, всё это не имело никакого смысла. И в августе я поехал в Нижний Новгород, в Первый подготовительный учебный батальон. Война началась. <…> Андрей Никитин. ROSA MYSTICA. Поэзия и проза российских тамплиеров. М.: Аграф, 2002. |