Поэзия Московского Университета от Ломоносова и до ...

 

 
 
 


Николай Гоголь

Николай Васильевич Гоголь (родовое имя Гоголь-Яновский; псевдонимы В. Алов, 0000, П. Глечик и др.).
Прозаик, классик русской литературы
20.III / 1.IV 1809, местечко Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губ. – 21.II / 4.III 1852, Москва
Член Общества любителей российской словесности при Московском университете, почетный член Московского университета

      Происходил из семьи помещиков среднего достатка. В семье было шестеро детей: помимо Н.В.Гоголя, сын Иван и дочери. Детские годы провел в имении родителей Васильевке. В 1818-1819 вместе с братом Иваном обучался в Полтавском уездном поветовом училище, в 1820-1821 брал уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, проживая у него на квартире. В мае 1821 поступил в новооснованную Гимназию высших наук кн. Безбородко в Нежине. В годы учения в гимназии занимался живописью, участвовал в спектаклях – как художник-декоратор и как актер, пробовал себя в различных литературных жанрах, написал сатиру «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан» (не сохранилась). В то время Гоголь больше помышлял не о литературе, а о государственной службе, мечтал о юридической карьере.
      По окончании гимназии в 1828 вместе с другим выпускником – близким другом А. С. Данилевским – приехал в Петербург. Он вез с собой готовую поэму «Ганц Кюхельгартен (Идиллия в картинах)», написанную еще в гимназии в 1827, – единственное сохранившееся крупное поэтическое произведение Гоголя (возможно, его перу принадлежит и стихотворение «Италия», опубликованное в начале 1829 в «Сыне отечества» и «Северном архиве», № 12). Скорее всего, именно «Ганца Кюхельгартена» Гоголь хотел показать Пушкину: в начале 1829 он пришел к поэту в гостиницу Демута, но слуга не пустил его. Весной того же года Гоголь издал «Ганца Кюхельгартена» под псевдонимом В. Алов (СПб., типография А.Плюшара).
      Некоторые исследователи связывают образ главного героя поэмы с В.Кюхельбекером.
      В поэме встречаются вполне добротные стихотворные пассажи, пейзажные зарисовки (таково, в частности, вступление). Интересны ритмические перебои; при общем доминировании ямба – четырех- и пятистопного, сменяющих друг друга или перемежающихся друг с другом, – изредка в поэтический поток вступают другие размеры, четырехстопный амфибрахий и четырехстопный хорей. Отклонением от обычной поэтической практики того времени следует признать неточные рифмы (например, новость ~ повѣсть). В своем поэтическом творчестве Гоголь опередил свое время и применил некоторые приемы, которые станут принятой практикой в поэзии Серебряного века. Так, он оказал сильное влияние на Хлебникова, у которого это влияние ощущается наиболее явственно в поэмах «Шаман и Венера» и «Вила и Леший».
      В то же время «Ганц Кюхельгартен» – вещь во многом подражательная. В ней явственно ощущается влияние Пушкина и Жуковского, имеются и прямые текстуальные заимствования – например, из «Онегина» (так, гоголевские строки «Плющемъ увѣнчаны, Вакхическiя дѣвы / Бѣгутъ нестройною, неистовой толпой / Въ священный лѣсъ, все скрылось, что вы? гдѣ вы?» текстуально пересекаются с началом строфы из первой главы «Онегина»: «Мои богини! что вы, гдѣ вы?»).
      Поэма была оценена как в прижизненной, так и в последующей отечественной критике излишне сурово. Уязвленный прохладным приемом поэмы критикой и светом, Гоголь скупил почти весь ее тираж, оставшийся в книжных лавках Петербурга, и сжег его.
      В 1829 служил в Департаменте государственного хозяйства и публичных зданий, в 1830 был писцом в Департаменте уделов, в 1831-1835 преподавал историю в Патриотическом институте, в 1834-1835 был адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории Санкт-Петербургского университета. 20 мая 1831 у П.А.Плетнева Гоголь познакомился с Пушкиным, и между ними завязались деловые отношения. Летом 1831 жил в Павловске в доме Васильчиковых, где он был домашним учителем, и тесно общался с жившими в Царском Селе Пушкиным и Жуковским.
      В начале 1834 был избран членом Общества любителей российской словесности при Императорском Московском университете. «Венчание», как называл это избрание Гоголь, произошло, по-видимому, по инициативе секретаря этого общества М.П.Погодина.
      В первой половине 1830-х были опубликованы «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Арабески» и «Миргород»; начаты «Мертвые души»; в ноябре-декабре 1835 написан «Ревизор», поставленный в Петербурге в апреле 1836. В первом номере «Современника» в 1836 напечатаны «Коляска», «Утро делового человека» и статья «О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году».
      Последующие 12 лет прошли у Гоголя в заграничных путешествиях (Франция, Италия, Германия, Австрия; поездка в Иерусалим в 1848) с возвращениями в Россию, где он на рубеже 1830-1840 познакомился с Белинским и Лермонтовым. В 1842 вышли «Мертвые души», в декабре того же года в Петербурге состоялось первое представление «Женитьбы»; в 1842-1843 вышло в свет издание его сочинений, где впервые были напечатаны «Шинель» и «Театральный разъезд».
      В 1844 создал на свои средства фонд помощи нуждающимся студентам Московского университета, определив для этой цели доход от своих сочинений.
      В 1845 был избран почетным членом Московского университета «за отличные в ученом свете заслуги и литературные труды». Этот акт был довольно редким в жизни Московского университета, поскольку со времени его основания звания почетного члена удостаивались преимущественно люди науки.
      В 1847 были написаны «Выбранные места из переписки с друзьями» и «Авторская исповедь»; «Выбранные места…» вызвали резкое обвинительное письмо Белинского.
      Последние годы жизни Гоголя прошли в России; он бывал в Петербурге, посещал Калугу, Оптину пустынь, Одессу, Васильевку, но в основном жил в Москве. Последние месяцы жизни он провел в доме графа А.П.Толстого на Никитском (ныне Суворовском) бульваре, где в ночь с 11 на 12 февраля 1852 сжег второй том «Мертвых душ». 21 февраля в восемь часов утра писателя не стало. Отпевание состоялось в университетской церкви Святой Татианы. В 1909 на Пречистенском (ныне Гоголевском) бульваре был открыт памятник Гоголю работы известного скульптора Н.А.Андреева; инициатива создания памятника исходила от Общества любителей российской словесности.