Поэзия Московского Университета от Ломоносова и до ...

 

 
 
 


Алексей Жемчужников



       Алексей Михайлович Жемчужников
      Поэт, публицист
      11/23.II 1821, м. Почеп Мглинского уезда Черниговской губернии –25.III / 7.IV 1908, Тамбов; похоронен в Московском Алексеевском монастыре
      Действительный, затем почетный член Общества любителей российской словесности при Московском университете

      Алексей Михайлович Жемчужников– старший из сыновей военного и крупного чиновника (с 1840 сенатора) М. Н. Жемчужникова. В семье, кроме него, было шестеро детей; двое из них, Александр и Владимир, как и он, имеют отношение к русской литературе; один, Лев, к русскому искусству. Вскоре после смерти матери (1833), О. А. Жемчужниковой, урожденной Перовской – родной сестры писателя А. Погорельского (А. А. Перовского), отправился вместе с отцом и братьями Михаилом и Николаем в Петербург «для определения их в казенные заведения по желанию государя» [Жемчужников Л. М. 1971, с. 29]. В 1835 Алексей был отдан в 1-ю петербургскую гимназию, но проучился там недолго и в том же году поступил в только что открытое Училище правоведения, которое, как и Царскосельский лицей, предназначалось для подготовки «государственных людей» самого высокого уровня. В написанном позднее «Автобиографическом очерке» (1892) Жемчужников свидетельствует, что «дух училища» в его время «был превосходный». Любопытно, что, характеризуя профессоров училища, Жемчужников поневоле сопоставляет их с Т. Н. Грановским – знаменитым профессором Московского университета, как раз во второй половине 1830-х начавшим читать лекции по истории в его стенах. По окончании курса в училище (в 1841) поступил на службу в Сенат. В этот период, названный впоследствии «самым тяжелым и мрачным», Жемчужникову, без всяких усилий, удается сделать неплохую чиновничью карьеру: в 1855 он уже помощник статс-секретаря Государственного совета, статский советник (с 1854) и камер-юнкер (с 1844). Перед ним открывается блестящее будущее, однако неприятие казенного существования берет верх, и в январе 1858 он выходит в отставку. «Самым лучшим временем», «светлым праздником» в жизни, совпавшим с эпохой освобождения крестьян, Жемчужников называет свое пребывание в Калуге вскоре после выхода в отставку. Здесь в 1859 он женится на Е. А. Дьяковой; у них рождаются дети (двое затем умирают). Несколько лет семья живет в Москве, а в середине 1860-х, в связи с болезнью дочери, уезжает за границу.
      К этому времени Жемчужников уже достаточно известен в литературных кругах (в особенности как автор – вместе с братьями Александром и Владимиром и двоюродным братом А. К. Толстым – сочинений Козьмы Пруткова). Его собственный дебют состоялся еще в 1850 стихотворной комедией «Странная ночь», написанной в грибоедовских традициях и опубликованной в февральской книжке «Современника» (одновременно комедия была поставлена на сцене Александринского театра, где продержалась до 1874). Первое из опубликованных лирических стихотворений – «Притча о сеятеле и семенах» (Современник. 1851, № 11), развивающая сюжет известного евангельского рассказа. Кроме «Современника», публикуется в «Отечественных записках», «Библиотеке для чтения», «Русском вестнике», «Искре» (позднее – в «Северном вестнике», «Русской мысли» и др.).
      Выйдя в отставку с намерением отдаться поэзии, которая несовместима, на его взгляд, с государственной службой, Жемчужников переживает творческий кризис. Он чувствует призвание к «гражданской поэзии», но нежелание тягаться с Некрасовым, чей талант он высоко ценит, заставляет его на какое-то время умолкнуть в поэтическом отношении. Потребность писать вновь возникает за границей; в его стихах отражаются впечатления, полученные в Германии, Швейцарии, других европейских странах. В 1873 заболевает чахоткой, а затем умирает его жена († 1875). Стихи ее памяти («Кончено. Нет ее. Время тревожное…», 1876; «Гляжу ль на детей и грущу…», 1876; «Чувств и дум несметный рой…», 1876; и др.) русский читатель поневоле сравнивает с денисьевским циклом Ф. И. Тютчева, но даже при таком сравнении они не вовсе проигрывают. В 1884 Жемчужников возвращается в Россию и «почти безвыездно живет в провинции» [РП:1800,. 266].
      Легкий, отзывчивый характер Жемчужникова, врожденная светскость и широкая образованность позволяют ему, в продолжение жизни, завязывать приятельские отношения с самыми разными людьми: Лев Толстой читает ему и И. С. Аксакову первые главы «Войны и мира» (11 дек. 1864); Некрасов советуется с ним – стоит ли продолжать поэму «Кому на Руси жить хорошо» (п. от 26 февр. 1870); Тургенев утешает его после постигшей его утраты – смерти жены – и по достоинству оценивает посвященные ей стихи (пп. от 7 февр. и 19 апр. 1877). Не потому ли он смог в свое время объединить кружок талантливых литераторов – создателей сочинений Козьмы Пруткова (на рубеже 1840–1850-х), в котором он был «капельмейстером» и где близкое родство авторов отнюдь не мешало творчеству?
      В 1892, будучи уже на восьмом десятке, Жемчужников издает первый сборник: «Стихотворения», в двух томах, – пример исключительной скромности и добросовестности в русской поэзии. Издание это было выдвинуто на соискание Пушкинской премии (см.: [Полонский 1893], однако Академия наук ограничилась почетным отзывом. В стихотворении «Мой отзыв о почетном отзыве Академии, мне ею присужденном за мои стихотворения» поэт иронизировал: «Я полон теперь и за то благодарностью, / Что не был на старости признан бездарностью». (Позднее, уже в 1900-м, Жемчужникова – одновременно с Л. Н. Толстым, А. П. Чеховым, В. Г. Короленко и др. – изберут почетным академиком по разряду изящной словесности при Императорской Академии наук.) До конца века он продолжает писать и печатать свои стихотворения почти исключительно в «Вестнике Европы» и «Книжках “Недели”»; эти произведения составят второй сборник Жемчужникова «Песни старости» (СПб., 1900). Посмертно будет издан еще один сборник – «Прощальные песни» (СПб., 1908), куда войдут стихи, написанные уже в начале XX века. Жемчужникову удается создать уникальную в своем роде «поэзию старости» [Веселовский 1910, с. 298]. По словам В. Я. Брюсова, «только в своих старческих стихотворениях А. М. Жемчужников сумел взять совершенно самостоятельный тон, смог показать всю самобытность своей души и поэзии» [Брюсов 1990, с. 295]. Подобно многим людям, дожившим до глубокой старости, Жемчужников уходит из жизни незаметно, как бы растворяясь в любимой им природе; в истории русской поэзии он, как и предсказывал, оставит след – «возвышенной мечты, / И скорби искренней, и думы человечной».
      Особого внимания в контексте поэзии Московского университета заслуживают связи А.М.Жемчужникова с Обществом любителей российской словесности при университете, действительным членом которого он был избран по предложению Н. Ф. фон Крузе на заседании 29 апреля 1859 под председательством А. С. Хомякова [ОЛРС. Заседания]. В 1860-е он принимает участие в заседаниях Общества (26 февр. и 7 мая 1861, 29 апр. 1862), где представляет собранию свои и чужие сочинения (Д. П. Ознобишина, кн. П. А. Вяземского) [СОЛРС, с. 110]. Любопытна история напечатания стихотворения «Конь Калигулы» (1892), которое по цензурным соображениям не могло появиться ни в «Вестнике Европы», ни в «Книжках “Недели”». В декабре 1894 Жемчужников посылает стихотворение временному председателю Общества, профессору Московского университета А. Н. Веселовскому в ответ на его просьбу прислать что-нибудь для ежегодника ОЛРС «Почин». А. Н. Веселовскому и университету удается одержать победу над цензурой, и в 1896 «резкая и смелая» сатира появляется на страницах сборника «Почин» (т. 2). 18 мая 1899 Жемчужникову присвоено звание почетного члена ОЛРС. Добавим, что именно А. Н. Веселовский 10 февраля 1900, в день пятидесятилетия литературной деятельности Жемчужникова, читает на его квартире в Петербурге поздравительное Письмо Л. Н. Толстого, которое, по словам престарелого поэта, его «осчастливило».

А. В. Маньковский

Основные источники: [Брокгауз; Веселовский 1910; Весин 1893; Гербель 1888; Жемчужников и Л. Толстой; Жемчужников Л. М.; Жемчужников 1963, с. 5–60, 339–390; ОЛРС. Заседания; СОЛРС; Полонский 1893; РП:1800; Брюсов 1990].