Есть боли грань,
за ней не плоть, а воля,
И смерти нет,
И отреченья нет,
И тьма, как ослепительный рассвет.
1948
Поводырь
Куда ни пойдёшь наудачу,
Под радугой мир голубой,
И всюду на тысячи зрячих
Один бедолага слепой.
А, впрочем, бывает иначе:
Под радугой чёрная ширь,
Где мечутся тысячи зрячих
И с ними слепой поводырь.
1948
Звон колокольный дальний
В камеру вместе с рассветом.
Колокол слышу печальный:
«Где ты? доносится. Где ты?»
«Здесь я!..» И слёзы привета,
Слёзы неволи скупые.
Не перед Богом это
Перед тобой, Россия.
1948
В промёрзшем теле жизни мало,
И ты, душа моя, устала
И разлучаешься со мной,
Оцепеневшая в молчанье
На этой ярмарке страданий,
На карусели ледяной.
1949
Как похожи луна с Колымою,
Когда ночью в метельную муть
Проплывают одна над другою,
Друг на друга не смея взглянуть.
Словно вдовы, сойдясь на свиданье,
За туманами прячут лицо.
Только светится перстень-страданье,
Ледяное земное кольцо.
1955
Ослепительны сопок верха.
И опять на весенней проталинке
Голубика средь бурого мха,
И кусты смолянистого стланика,
И листок иван-чая тугой
В снежном блюдце, на солнце сверкающем...
Да и сам я сегодня такой
Островок, снова жизнь начинающий.
1955
Колымский этап
Юрию Осиповичу Домбровскому
Идут,
От ветра встречного пьянея,
И строятся безмолвными рядами.
Потом выносят трупы.
Считают.
И холодно глядят немые сопки.
...Стоят живые мёртвыми рядами.
Их принимает некто из ГУЛАГа
И шарит наторёнными глазами
По синегубым, по землистым лицам
И повторяет, словно заклинанье:
Вопросы есть?
Вопросы есть?
Штыки блестят на солнце.
Вопросы есть?
Клыки овчарки скалят.
А высоко,
Незримы и неслышны,
Торжественно поют людские души.
1955
Он построил свой дом между ночью и днём,
Серый каменный дом, и звенит в нём ключами.
Это ночь? Признавайся! пытает он днём.
Это день? Признавайся! пытает ночами.
Он дознаньем замучить готов до конца,
Носом лезет в сердца, а не только глазами.
Интересно бы знать, из какого яйца
Вылупляются люди с такими носами.
Середина 1950-х
Не год, не два
В ночные смены
На послушании в аду
Я рушил каменные стены
И перекатывал руду.
Но с рельсов падала нередко
На поворотах вагонетка
Её я грудью подымал,
И люди, серые от пыли,
Ко мне на помощь приходили.
...Так добывали мы металл.
Середина 1950-х
Дышит свежестью снежной замети
Весь в черёмухе день весны,
И в прозрачной холодной заводи
Переломлена тень сосны.
И ни шороха,
Ни движения...
И стоит на камушках дна,
Как самой весны отражение,
Полнозвучная тишина.
Середина 1950-х
На город ливнем льётся синева
И размывает утренние тени.
И почки разрываются сирени,
И к небу пробивается трава.
Окно волной захлёстывает свет,
Луч на письме переплетает строчки,
Того гляди зелёные листочки
Приклеятся, как марки, на конверт.
Конец 1950-х
Садовник стар. Быть может, лета
Ему уже не пережить,
Но он привык вставать с рассветом
И вместе с солнцем уходить.
Лицо иссохшее в морщинках
Всё изнутри озарено,
И, как прозрачный лист в прожилках,
Спокойно светится оно.
Он тишине вечерней внемлет,
Он знает, как растут цветы,
И как они уходят в землю,
И вновь глядят из темноты.
Конец 1950-х
Вот и утро с солнцем на вороте,
Капля ловит свет на весу.
А людей! Людей-то в нашем городе!
Что грибков молоденьких в лесу.
Конец 1950-х
Возвратиться в город?
В грохот?
Полноте!
Я от этих лютиков ни с места.
Я лежу на дне в зелёном омуте
Средь корней натруженных древесных.
В тишине ловлю губами ветер я
И слежу, как просыхают росы.
Надо мною сёстры милосердия
Шепчут белоствольные берёзы.
Конец 1950-х
На закате
От Эльгена на нартах оленьих
До Семчана...
Алеют снега,
И лиловые лиственниц тени
Разметала по сопкам тайга.
И каюры колдуют шестами,
И олени по насту летят,
Хлещут красное солнце рогами
И копытами топчут закат.
Начало 1960-х
Тороплив был век, непочтителен.
Рушил, строил с утра до утра.
Но остался маленький домик
В глубине большого двора.
С палисадником домик тихий.
В нём от шумных дел далеки,
Одиноко и неприметно
Жили дряхлые старики.
Выходили они на улицу,
Семенили они в гастроном,
Огибая тяжёлый сумрачный
Над двором их нависший дом.
Знал он твёрдо, в каких чинах,
Где служили его хозяева,
И в квадратных его глазах
Багровело холодное зарево.
И горбатились тихие, смирные
Переживчики старики.
И цвели в палисаднике синие
Удивлённые васильки.
И глядели, как век непочтительный
Рушил, строил с утра до утра,
Не касаясь старого домика
В глубине большого двора.
Начало 1960-х
Эй, зима, я постранствовал вволю,
Был в краю, где царишь ты весь год.
Я твоими просторами болен.
...А метёт-то, неплохо метёт!
Начало 1960-х
Как кудри тёмные, дерев густые кроны.
Надгробий серых бесконечный ряд.
Солдаты неизвестные не спят,
Бьёт барабан и строит их в колонны.
И штык ударяет о скалы
И рушит подземный редут.
В проходе идут генералы,
Размеренным шагом идут.
Погоны, кокарды едины,
И чёрный висит аксельбант.
За каждым идёт адъютант,
Несёт деревянную спину.
Отменные спины что надо!
Да жаль здесь не тот уже свет,
И нет площадей для парадов,
И нет орденов для побед.
Но бьёт барабанщик проклятый,
Костистыми пальцами бьёт.
Вгрызаются в скалы солдаты,
Чтоб шли генералы вперёд.
Начало 1960-х
Пусть зло во все века сильней,
Но доброта неистребима,
Идёт безвестным пилигримом
Она дорогою своей.
Давно уж слуха нет о ней...
И вдруг!
Вдруг, как с икон Рублёва,
Она глядит сама основа
И оправданье жизни всей.
Середина 1960-х
Идут часы лесные:
«Тили-тили-тиль...»
«Пили-пили-пили...»
«Кар!» падает вороний бой.
Отпилили.
Середина 1960-х
Слова пугливые, как тени,
Слова как влажный свет весенний,
Слова тугие, как из горна,
Слова словно подснежник горный.
И слово-быль,
И слово-небыль,
И различимые едва,
Как журавли в осеннем небе,
Непрозвучавшие слова.
Середина 1960-х
Дубки
На яре возле родника
Росли два брата, два дубка.
И было так: они весною,
Едва их почки налились,
Друг перед другом поклялись
Не разлучаться век с листвою.
...За днями дни, за летом осень,
И нет её, жёлтоволосой.
Дохнуло стужей от реки
Стоят зёленые дубки.
Так били ветры их неистово,
Что искрутили им стволы,
И мёрзлые гремели листья
Средь белой мглы и сизой мглы.
Морозы жгли. Ветра ярились.
Но всё ж к исходу снежных дней
Прожилки листьев сохранились,
Да задубели, заострились
И даже стали зеленей.
Плечом к плечу стояли двое,
Подняв колючий жёсткий флаг...
Вот так и появилась хвоя,
А ты мне говоришь не так.
Середина 1960-х
Моя любовь пришла нечаянно
Гоню, но не уходит прочь.
Моя любовь моё отчаянье
И неприкаянная ночь.
Она пришла неблаговещена
Был перекур у звонарей.
И на земле сплошные трещины,
И сам я трещина на ней.
Конец 1960-х
Мои часы отстали навсегда.
Моё веселье вымерло до срока.
Моя судьба, проклятая сорока,
Украла драгоценные года.
Бегу за ней перелетела в поле,
Настиг её она метнулась в рощу,
На дерево, убитое грозою,
Уселась и хохочет надо мной.
...А я бегу по гулкому перрону,
Бегу навстречу взглядам удивлённым.
И, словно приступ жёлтой лихорадки,
Мигают фонари проводников.
Но круто обрывается платформа
И падает навстречу чёрным шпалам.
Конец 1960-х
Снова здесь я, и утро розово,
Сколько зим прошло, сколько лет!
Мой романцевский, мой берёзовый,
Белоствольный мой кабинет.
Мой высокий и сладкогласный мой,
Ты живой тишиной объят...
И лисички здесь в полдень пасмурный
Лёгким золотом мельтешат.
А дожди всё взахлёст и россыпью,
Словно эхо всем языкам.
Каждый лист, осенённый осенью,
Удивительный музыкант.
И играют мне листья заново
Песни ясных и звонких дней,
И дрожит златотканый занавес
Меж весной и зимой моей.
А когда по земле он раскинется,
И весь лес и разут, и раздет,
В серый полдень со мною обнимется
Твой прощальный берёзовый свет.
Начало 1970-х
Тучи низкие гасят огни,
И пока новый день ещё спит,
Как зарницы, былые дни
Полыхают в ночной степи.
Чьи-то руки меня зовут,
Кто-то кличет из темноты.
И вослед по откосу бегут
На коротких ножках цветы.
Начало 1970-х
Кудрявится кустарник у реки.
И на холме, средь зелени окладной,
Я вижу Мстёру, городишко складный,
Он словно весь из-под одной руки:
Как будто очарованный художник
Запечатлел дома, сады и храм.
И стадо здесь приписано к лугам
Полтыщи лет и более, возможно.
О, край неторопливых живописцев,
Почти забыв о тишине в бегах,
Я был с тобою, как с душою чистой,
На клязьминских пологих берегах.
И не сказать, что мест красивей нету
На красоту земля моя щедра.
Во Мстёре пишут золотом, как светом,
Почти совсем слепые мастера.
Начало 1970-х
Не предал я любви мгновений
Я шёл на шум берёз весенний,
Лучился я, их белый брат.
И шум призывный, сердцу милый...
Я не стихи пишу помилуй
Я просто русской речи рад.
Середина 1980-х
Ты старости боишься, как недуга,
Но старость это осень без прикрас.
Был друг и вот не стало друга.
Глядел в глаза и вот не стало глаз.
На полуслове прерван разговор
И видишь оголившийся простор.
Середина 1980-х
И этот, серый,
Но невозвратный,
День проступает
В окне квадратном.
И город сонный
Горбатит крыши.
И, застеклённый
В кирпичной нише,
Под самым небом
Я слышу стоны:
То перед снегом
Кричат вороны.
Середина 1980-х
Лес голый, солнце, холодок
И воробьёв голодных стая.
Колечки листьев разметая,
Ноябрьский ветер занемог.
И солнце полусветит в трансе,
И средь травы лиловый лёд,
И женщина вдали идёт,
И всё как будто на фаянсе.
Конец 1980-х
Средь мокрых трав
Шагаю вдоль ручья
И узнаю расцветшими глазами
Овраг с набухшим лесом на плечах,
Дорогу, поле, пруд под тополями.
В ненастный день сюда явился вдруг,
Всё бросив, как влюбленный на свиданье,
И хоть одна из множества разлук
Окончила своё существованье.
Начало 1990-х
Семен Виленский.
Широкий день. М.: Возвращение, 2006.