1853, Москва 1900, с. Узкое под Москвой
Соловьёв Владимир Сергеевич сын известного историка С.М.Соловьёва, младший брат
Всеволода Соловьёва. В 1864 поступил сразу в третий класс
1-й московской губернской гимназии, в 1869 окончил с золотой медалью
5-ю гимназию (учился вместе с
Н.И.Кареевым и князем
Д.Н.Цертелевым). В том же году поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Практически не приступая к занятиям, перевёлся в 1870 на естественное отделение физико-математического факультета, но, разочаровавшись в естественных науках, в 1873 подал прошение об отчислении из университета и о разрешении на сдачу экстерном кандидатских экзаменов на историко-филологическом факультете; экзамен сдал в том же году. С сентября 1873 до марта 1874 учился как вольнослушатель в Московской духовной академии в Сергиевом Посаде. В 1874 в Санкт-Петербургском университете защитил магистерскую диссертацию
Кризис западной философии / Против позитивистов, вызвавшую яростные нападки одних и восхищение других присутствовавших. После защиты был избран доцентом кафедры философии Московского университета и с начала 1875 читал курс по истории новейшей философии, который сделал его знаменитой в Москве личностью. Весной того же года был командирован университетом в Лондон для работы в Британском музее, оттуда уехал в Каир, затем в Италию и Париж. Осенью 1876 читал курс органической логики в Московском университете, в феврале 1877 оставил университет и вскоре уехал в Петербург, так как получил место члена Учёного комитета при Министерстве народного просвещения. Служба, продлившаяся 4 года и 8 месяцев, прерывалась длительными отпусками и не принесла удовлетворения ни одной из сторон. В 1878 прочёл цикл из 12 лекций
Чтения о богочеловечестве, собравший цвет интеллектуального Петербурга, включая Л.Н.Толстого и Достоевского. Тесное общение с последним длилось на протяжении 18781880. В 1880 при большом стечении народа защитил докторскую диссертацию
Критика отвлечённых начал, после чего получил должность приват-доцента в Петербургском университете. Вскоре после убийства Александра II 1 марта 1881 выступил перед молодёжной аудиторией с осуждением террора как возврата в «зверское состояние», после чего на одной из лекций в зале Кредитного общества обратился с призывом к престолонаследнику сохранить жизнь преступникам, не оправдывая их. Реакция на это выступление вынудила его оставить преподавание и целиком отдаться научной и литературной деятельности. C 1882 жил в Москве с перерывами на поездки в страны Европы, Египет, Финляндию, Валаамский монастырь, имения друзей. Несколько лет был постоянным сотрудником «Вестника Европы», с 1891 редактором и автором философского отдела Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. Публикация работ
Великий спор и христианская политика (попытка преодоления раскола между Западной и Восточной церквями, 1883),
Духовные основы жизни (1884, 1885),
Национальный вопрос в России (18831891),
История и будущность теократии (1897),
Россия и вселенская церковь (на французском языке по цензурным причинам, 1889),
О грехах и болезнях (1889),
Мнимая борьба с Западом (1890),
Византизм и Россия (1896),
Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории (1900) и др. поставили Владимира Соловьёва в ряд крупнейших русских мыслителей. Выступал также как литературный критик. Первые стихотворные публикации в периодике состоялись в начале
1880-х. Небольшой сборник
Стихотворения (1891) при жизни переиздавался дважды в 1895 и 1900, каждый раз с новыми дополнениями. Поэзия и эстетика Владимира Соловьёва стали одним из идейных источников русского символизма.