Из воспоминаний Николая Шабурова «Памяти друга»
Из воспоминаний Олега Мраморнова «В плену у природы и деревни» Из воспоминаний Николая Шабурова «Памяти друга» С Витей я познакомился тридцать лет назад весной 1971 г. До этого мы, конечно, виделись с сентября предыдущего 1970 г. мы оба учились на историческом факультете МГУ, но курс был большой человек 150 (если не 200), и знакомились друг с другом постепенно. Я «на ощупь» искал единомышленников или, по крайней мере, тех, с кем можно было говорить всё и обо всём. Как раз к первой нашей студенческой весне сложилась компания из восьми человек четыре девочки (Лариса Сухановская, Оля Забицкая, Марина Дмитриева и Таня Клим) и четыре мальчика (Серёжа Кан, Лёша Зудин, Женя Пицхелаури и я)*). Нам было не просто весело и хорошо вместе: мы ощущали себя сообществом абсолютно свободных и счастливых людей, каким-то Телемским аббатством в окружающем нас мире несвободы и лжи. Компания была открыта для расширения (к началу второго курса нас было уже 11-12 человек), и в мае или июне Витя стал девятым и сразу оказался общим любимцем. Кто привёл его в компанию? Лёша? Серёжа? Я? Не помню. Помню лишь, как зашёл позаниматься в «аквариум» (библиотеку гуманитарного корпуса). Почти все места были заняты, и я подсел за стол к Славутинскому. Погода была хорошая, заниматься было лень, и мы скоро ушли и довольно долго гуляли и разговаривали... Но сейчас мне кажется, что я подсел к Вите нарочно, что я давно искал случая подружиться с ним. В самом деле, на Витю нельзя было не обратить внимание столь ярок и своеобычен он был. Примечательна была уже его внешность, чем-то напоминавшая молодого Пастернака*) и это при том, что Пастернак был красив, а Славутинского назвать красавцем было трудно: он был невысокого роста, черноволос, очень худ и очень смугл, с большим носом с горбинкой и раздувающимися, когда он волновался, ноздрями. Особенно выразительны были тёмные, часто вспыхивавшие, глаза, длинные, тонкие, нервные пальцы и слегка картавый выговор. В нём сразу чувствовался талант, соединявшийся с необычайной способностью к человеческому общению, постоянной жизнерадостностью и доброжелательностью. Мы сразу стали друзьями и, как оказалось, для меня вполне неожиданно, некоторые мои слова вдохновили Витю на написание стихов (да я и не знал до второго курса, что он пишет стихи). В октябре 1971 г. в награду за «доблестный» труд в течение месяца на овощной базе нашему курсу устроили экскурсии на выбор в Киев или в Ригу и Вильнюс. Впервые наша компания раскололась несколько человек поехало в Киев, а шестеро Марина, Таня Клим, Серёжа, Женя, Витя и я в Прибалтику. Предполагалось, что мы проведём три дня в Риге и день в Вильнюсе. Однако оказалось, что Рижский университет не пожелал предоставить нам ночлег, и всем нескольким десяткам московских студентов предложили провести две или три ночи на вокзале. Тогда десять человек (к нашей шестёрке примкнули три девочки и один мальчик) отделились от большинства, приняв оптимальное решение в тот же вечер сесть в поезд на Вильнюс, следующим вечером отправиться назад в Ригу (таким образом, две ночи мы спокойно могли проспать в поезде), и в Риге нам оставалось найти ночлег только на одну ночь: общий отъезд в Москву предполагался вечером на четвёртый день. Время провели очень весело: кроме всего прочего, мы сбежали от неусыпного контроля партийно-комсомольских боссов. Уже в Риге мы случайно встретили своего однокурсника-рижанина, на квартиру к которому пристроили наших девочек, мальчикам же пришлось переночевать в подъезде дома в центре Риги лестница там, к счастью, была деревянная. А накануне вечером ещё в Вильнюсе мы в каком-то сквере, недалеко от вокзала, распили две-три бутылки сухого вина. Находясь в приподнятом настроении, я предложил тост: «Социалистическая революция в России не удалась, так выпьем же за единственную настоящую революцию сексуальную». Все посмеялись и выпили, и я забыл об этом случае. Однако месяц спустя Витя подошёл ко мне в Университете и сказал, что он много думал о моих словах и даже написал стихотворение под названием «Любовная лирика». Вот оно:
Меня разрезали потом
на две кровавых половины, я тошнотворно обнажён кишками мерзкой сердцевины. Висят лохматые куски живого розового мяса, и кровь струится, как мазки под кистью дерзкого Пикассо. Мозг половины головы кишит бордовыми червями, и бывших глаз зияют рвы под рассечёнными бровями. Кружатся стаи грязных мух над смрадом почек и печёнок, из половинок чёрных брюх летит проглоченный цыплёнок. Смакуя, пьяный трёт вампир моё разрубленное сердце; сзывая ведьм на жуткий пир, он сыплет в раны горсти перца, Кошмарный ужас адских мук! Иду из полубытия рука в кармане полубрюк по полужизни полу-Я. Во мне коварно обнажён позор порочных извращений; из тела лезут на рожон пиявки алчных ощущений. Во мраке гнилостных утроб белеют кости дивных ланей... и пышет гнусное нутро развратом истинных желаний. Полулицо, как у шута, кривится в гаденькой гримасе; и поп целует полкреста в полупижаме-полурясе. Интимный мир слоёный кекс, где со времён средневековья под кремом чувств клокочет секс, стыдливо названный любовью. Убийц за каменный забор сажаем с лживым исступленьем, убийств естественный отбор назвав жестоким преступленьем. Я был наивен, как кристалл, и хмарь кошмарного фашизма порой ошибочно считал плодами фюрерского шиза... Всмотрись, как в зеркало, в глаза мои, отчаянный свидетель! Лишь отраженье мрази зла моя кривая добродетель. Расторгни рук своих кольцо! Я лгу, хмельная куртизанка! Моя изнанка вот лицо! Лицо зеркальная изнанка! Постой! Не надо! Поскорей сцепи разорванные руки! Спасём от алчущих зверей свои истерзанные муки. Когда твой жаждущий порок с моим на миг соединится, тогда взлохмаченный пророк подымет ветхую десницу и пропоёт седым козлом: Смотрите, глупенькие дети так отвратительнейшим злом на свет рождают добродетель. ...................................................... ...но рвут кольцо любимых рук! И вновь: из полубытия иду в лохмотьях полубрюк по полужизни полу-Я. Ноябрь 1981 Стихотворение это потрясло меня. Оно полностью соответствовало моим тогдашним вкусам. Кумирами были Блок, ранний Маяковский, Бодлер, Рембо, Верлен, Уитмен и поэт Славутинкий казался мне продолжением этого ряда*). Но я сказал Вите, что сексуальная революция предполагает более гармоничное отношение к сексу, и месяц спустя он принёс другое стихотворение на эту тему: Любовная лирика II
Сексуальное (Детям до 16 лет читать воспрещается) Вожделенной негой сладострастья, наслажденьем пышущей любви, жаром огнедышащего счастья он горел любимою обвит. Был прекрасен миг соединенья душ, порывов, губ, сердец и тел, обнажённой страсти откровенья, недоступный разуму предел. Сладкоструйным мёдом обожанья был насквозь пронизан каждый нерв; в лихорадке жгучего дрожанья был рассудок так желанно мертв! Двух слепых в безумстве эгоизмов наивысший был апофеоз, миг забвенья бед и катаклизмов, миг забвенья ужасов и гроз. Торжество субстанции природы. Жертвоприношения себя. Миг земной чарующей свободы: ты вне тела, тело вне тебя. ...Вожделенной негой сладострастья, наслажденьем пышущей любви, жаром огнедышащего счастья он горел любимою обвит. Бросьте рдеть, краснеющие девы! Киньте кельи, скромные сыны! Покажитесь, где вы? где вы?! где вы?!! Вот он я исчадье Сатаны! Декабрь 1971 В течение последующих нескольких месяцев (до конца второго курса) Витя принёс мне ещё ряд стихов, которые можно назвать политическими. Эти стихи очень точно выражали умонастроение нашего поколения детей шестидесятников, тех, чьё раннее детство пришлось на хрущевскую оттепель, а взросление совпало с заморозками, превратившимися в лютую стужу. Линией разделения стало тогда отношение к Сталину, чуть позже отношение к коммунистической идеологии и советской власти. Четыре стихотворения у меня сохранились. [...] Одной из главных черт Витиного характера в студенческие годы была лёгкость. С ним было легко. Я не помню ни одного случая, чтобы он на кого-то обиделся или сам кого-нибудь обидел. И он легко шёл на разного рода эскапады и авантюры (в хорошем смысле слова). Летом 1972 г. у нас была археологическая практика в Новгороде. Конечно, мы все не могли не подпасть под обаяние красоты этого города и русской старины в целом. Как-то вечером мы со Славутинским и Сашей Столяровым*) пошли погулять. Увидели освещённую закатным солнцем Церковь Спаса Нередицы. Нам показалось, что она недалеко, и мы решили дойти до неё. Дорогу нам вскоре преградила река приток Волхова. Рыбаки переправили нас на лодке. К церкви мы подошли уже в сумерках. Около часа мы провели там, а затем двинулись назад. На реке ни одной лодки. Хорошо плавать умел только Витя, поэтому нам пришлось повернуть и пойти наугад в потёмках, в ни на чём не основанной надежде «обойти» реку. Вскоре мы наткнулись на другую речку. Она была не широка, и мы решили, что Витя, как лучший среди нас пловец, переплывёт её, держа над водой нашу одежду, а я и Саша поплывём вслед. Я попросил Витю сколько возможно идти вброд, чтобы определить, большое ли расстояние предстоит проплыть. Витя ступил на дно и, к нашему ужасу, скрылся под водой: дно оказалось болотистым и стало засасывать его, так что он сразу наглотался воды и едва не утонул. На берег он выбрался с большим трудом, не потеряв при этом нашей одежды, которая, однако, вся вымокла. Мы посмотрели друг на друга и громко расхохотались. А что нам ещё оставалось? Шансов вернуться до утра у нас не было. Мы остались в одних трусах в кромешной тьме среди какого-то поля. С пением революционных песен мы двинулись вперёд наугад. В конце концов, замерзшие и уставшие, мы забрались в небольшой стожок сена и попытались уснуть, что нам удалось не без труда: было холодно, в голые тела впивались колючки, сено шуршало, и мы боялись, что это ползет гадюка места там были змеиные. Мы много лет вспоминали это приключение, так же как и другие новгородские эпизоды. На третьем курсе мы часто общались с Витей вдвоём. Он, хотя и специализировался по американской истории, всё более интересовался историей русской. Он стал посещать факультатив, который читал на нашем факультете Натан Эйдельман, и уговаривал меня также посещать его. Но проблемы русской истории 1819 вв. мне тогда были чужды, и я не последовал совету Славутинского, о чём до сих пор сожалею. Мы много спорили о политике, литературе, даже философии. Витя как-то прочитал мне свою небольшую рукопись, которая называлась «О том, что человек ни в чём не виновен, и о том, что человек ни в чём не оправдан». В ней доказывалось отсутствие свободы воли у человека и, следовательно, невозможность каких-либо моральных оценок. Помню, аргументы были убедительны, но соглашаться с ними не хотелось. Большим ударом для нашей компании была эмиграция Сергея Кана в США в начале марта 1974 г. Он был «душой» компании, и его отъезд явился началом её конца. Вскоре возникли внутренние раздоры в связи с романами и изменами. Славутинский оказался в центре этих раздоров. Он никогда не был тем, кого называют бабником, но благодаря своему артистизму и обаянию всегда имел успех у женщин. Компания не разрушилась, но её прорезали многочисленные трещины. Конечно, мы обсуждали с Витей отъезд Кана, с которым он был особенно близок. Он, как и мы все, не осуждал Сергея, но для себя считал эмиграцию абсолютно неприемлемой. В отличии от Кана, Славутинский не отождествлял страну и режим. К советской власти он всегда относился непримиримо, но страну Россию любил всё сильнее неказённой «лермонтовской» любовью. [...] Из воспоминаний Олега Мраморнова «В плену у природы и деревни» [...] Студенты-историки и филологи МГУ вместе проходили военную подготовку в старом здании университета на Моховой, в подвалах журфака. С военной кафедры, где молодые гуманитарии начала семидесятых годов с грехом и смехом пополам должны были обучаться азам военной грамоты, я и помню Виталия Славутинского. Курили на лестнице, кивали при встречах. Витя учился на историческом факультете, я на филфаке (на параллельных курсах). Наши филологи Гасан Гусейнов, Саша Садецкий были своими в «исторической» компании. Там и историк Витя. Он обращал на себя внимание индусской смуглости внешностью, несовпадением субтильной фигурки с рыкающим, зычным басом и с напористой манерой держаться: у него с ранней молодости наблюдались решительные жесты и интонации. Был демократичен, не причислял себя к какой-то кучке золотой молодёжи, к каковой вообще-то принадлежал на правах выходца из элитной московской прослойки. Иные задирали носы, а Витя нет. В 1974 году нас определили на двухмесячные военные сборы во Владимирскую область, и тут я познакомился с Витей ближе, ибо он оказался в одном взводе с моим близким приятелем по филфаку Глебом Анищенко. У Глеба на первом месте стояло гусарство, он обожал декабристов и Александровскую эпоху. Вите эта нота была близка благодаря его занятиям Чаадаевым. Тягу к приключению, к лёгкой авантюре Витя сохранял и потом. Из наших предпочтений золотого века русской поэзии шёл культ дружества. Витя умел дружить. В одном стихотворном опусе Глеб, помню, советовал Вите украсть цыганку из табора. На то имелись основания Витя, как и подобает поэту-гусару, был влюбчив, но как истинный гусар выходил сухим из воды. После военных сборов мы несколько раз встречались за дружеским столом в Москве, в писательской квартире Витиного отца, на высоком этаже Калининского проспекта. Шёл последний год нашего обучения, надо было писать диплом и сдавать госэкзамены... [...] Виталий Славутинский. Проснуться в детстве. М.: РГГУ, 2002. |