Поэзия Московского Университета от Ломоносова и до ...

 

 
 
 


Борис Садовской

      Отметим еще одну грань творчества Садовского – его литературные мистификации. С молодости склонный к театральности (достаточно взглянуть на серию фотографий, где он запечатлен в образе то Пушкина, то денди пушкинской поры, то Лермонтова), со второй половины 1920-х он серьезно взялся за жанр литературной подделки. Трудно сказать, чего здесь было больше – презрения к советской власти и советскому литературоведению или озорного желания увидеть свои вещи напечатанными под громким именем, тогда как собственные его произведения к печати не принимались (в архиве Садовского сохранилось много ответов от редакций и издательств схожего содержания: «не созвучно эпохе», «не подходит»). Некоторые его «шуточки» были разоблачены достаточно быстро: так, «стихотворение Некрасова» «Солнышко село. Тюремной решетки…», появившееся в 1926 в ленинградской «Красной газете» и включенное К. Чуковским в «Полное собрание стихов» Некрасова (М.–Л., 1927), из переиздания книги (1931) было исключено. Другим подделкам, таким, как «Солдатская сказка» «Блока» (впервые напечатана в «Новой России» в 1926, включена в 12-й том «Полного собрания сочинений» Блока, Л., 1936), суждена была более долгая жизнь – отзвуки этой мистификации звучали до 1980-х [Эльзон 1982, Шумихин 1987]. Иногда Садовской развлекался более изысканно. Так, в 1926–29 он взял свое собственное стихотворение, опубликованное в 1912 в «Нижегородском листке» (8 ноября, № 299, обнаружено М.Д.Эльзоном), и выдал его и за произведение Есенина:

  За сухое дерево месяц зацепился,
Слушает прохожих девок пенье.
Тихий топот времени вдруг остановился,
Наступило вечное мгновенье. <…>

и в слегка измененном виде – за автопародию Блока:

  За сучок сухой березы месяц зацепился,
Слушает прохожих девок пенье.
Бег минут топочущих вдруг остановился,
Наступило вечное мгновенье. <…>

      Оба варианта продержались долго, их печатали даже в послевоенных изданиях: первый вошел 5-й том «Собрания сочинений» Есенина (1962; второе слово третьей строки в этом издании – «тополь»), второй – во 2-й том «Полного собрания стихотворений» Блока (1946).
      Как бы ни относиться к жанру литературной мистификации, живучесть этих подделок говорит о прекрасной филологической подготовке бывшего студента Московского университета.


Основные источники: [ Шумихин 1987, Эльзон 1982]

Составитель Н.Н.Перцова


ЛИТЕРАТУРА:
Шумихин 1987 – С.В.Шумихин. Мнимый Блок? // Литературное наследие.
      Александр Блок. Новые материалы и исследования.
      Кн. четвертая. М.: Наука, 1987, с. 736–751.
Эльзон 1982 – М.Д.Эльзон. О «Воспоминаниях» Н.И.Попова и их авторе //
       Русская литература. Историко-литературный журнал. 1982, № 3, с. 205–206.