Алексей Ремизов
Алексей Михайлович Ремизов
Писатель, переводчик, художник 24.VI / 6.VII 1877, Москва 26.I 1957, Париж Вольнослушатель естественного отделения физико-математического факультета Московского университета Алексей Михайлович Ремизов родился в купеческой семье (его мать происходила из известного купеческого рода Найденовых). В 1895 поступил вольнослушателем на естественное отделение математического факультета Московского университета, посещал лекции на историко-филологическом и юридическом факультетах. В 1896 был арестован за участие в студенческой демонстрации, исключен из университета и отправлен на два года в ссылку в Пензенскую губернию, где вторично подвергся аресту в 1898 за участие в работе революционно-пропагандистских кружков (с легкой руки Ремизова в одном из «рабочих театров» Пензы начал свою деятельность В.Э.Мейерхольд). Проживая в 1899-1903 под гласным надзором в Усть-Сысольске, затем в Вологде, Ремизов окончательно уходит от революционной деятельности и решает посвятить себя литературе. Период «декадентского стихотворчества» сменяется освоением фольклорно-мифологического культурного пласта, который станет ориентиром и доминантой последующего творчества Ремизова. В 1902 первое опубликованное произведение, поэтическая обработка зырянских свадебных причитаний «Плач девушки перед замужеством» (позднее вошло в книгу «Посолонь» под заглавием «Плача»). Ремизов, близкий к младосимволистам, представляет «неомифологическое» течение в русском модернизме. Уже современниками было отмечено своеобразие стиля писателя, произведения которого характеризуются взаимопроникновением стихотворной и прозаической форм речи. Стих Ремизова верлибризированный, акцентный нерифмованный, близок народному сказу, ритмизованной прозе. В 1918 вышла небольшая книга Ремизова «О судьбе огненной. От слов Гераклита», где в стихотворной форме были изложены философские воззрения Гераклита; позднее это произведение вошло в книгу «Взвихренная Русь» (1926). Отношение Ремизова к революции было высказано уже в его «Слове о погибели Русской Земли», содержащем аллюзии на древнерусский плач о разорении Руси татаро-монголами. В 1919 Ремизова ненадолго арестовали по делу левых эсеров, а в 1921 он эмигрирует сначала в Берлин, а затем, в 1923, в Париж, где живет до самой смерти. В эмиграции Ремизов практически не имел возможности публиковать свои книги отдельными изданиями, поэтому большинство из них опубликовано позднее. Времени детства посвящена книга воспоминаний «Подстриженными глазами» (1951), годам ссылки книга «Иверень» (опубл. в 1986), петербургскому периоду жизни Ремизова книга «Встречи. Петербургский буерак» (частично опубл. в 1981), годам парижской эмиграции «Учитель музыки» (опубл. в 1981). На основе рассказов жены Ремизов написал книги о ее жизни «Оля» (1927), «В розовом блеске» (1952). Мифология и фольклор по-прежнему доминируют в его творчестве, также он занимается переработкой сказочных и сакральных сюжетов: «Образ Николая Чудотворца» (1931), «Голубиная книга» (1946), создает цикл пересказов древнерусских повестей, оригинальных или являющихся переводами средневековых рыцарских романов («Соломония», «Савва Грудцын», «Брунцвиг», «Мелюзина», «Бова Королевич», «Тристан и Исольда», «Повесть о двух зверях: Стефанит и Ихнелат», «О Петре и Февронии Муромских», «О Григории и Ксении Тверских» и др.). В 1930-е Ремизов обратился к жанру рукописных книг-альбомов, создав целые серии рисунков к своим произведениям. И.Ю.Белякова Основной источник: [РП:20]. |
|