Поэзия Московского Университета от Ломоносова и до ...

 

 
 
 


Козьма Прутков

Козьма Петрович Прутков
11.IV 1803 – 13.I 1863
Алексей Константинович Толстой выдержал экзамен за курс словесного отделения Московского университета; Толстой и Алексей Михайлович Жемчужников – действительные члены Общества любителей российской словесности при Московском университете (Жемчужников впоследствии стал почетным членом Общества).

      Козьма Прутков – литературная мистификация Алексея Константиновича Толстого (1817–1875), Алексея Михайловича (1821–1908) и Владимира Михайловича (1830–1884) Жемчужниковых при участии Александра Михайловича Жемчужникова (1826–1896) и Петра Павловича Ершова (1815–1869). Прутков имел собственную биографию, созданную В.М.Жемчужниковым, в которой в ироническом ключе были представлены эпизоды из жизни различных литераторов середины века.
      Согласно этой биографии, Козьма Прутков родился в деревне Тентелевой в районе Сольвычегодска. В 1820 он поступил в гусарский полк. Через два года, в канун дня рождения (11 апреля), будущего поэта посетило мистическое видение: голый бригадный генерал повлек Пруткова на вершину горы, где демонстрировал его изумленному взору некие сокровища, извлеченные из древнего склепа. При виде самого дорогого из них Козьма проснулся в холодном поту. Видение это произвело на Пруткова сильнейшее впечатление: во-первых, он решается оставить полк, а во-вторых, все свои будущие литературные труды датирует 11-м числом.
      После увольнения из армии (1823) Прутков поступил в Пробирную Палатку, где до последних лет жизни уверенно продвигался по службе и, наконец, возглавил это заведение. Симптоматично, что смерть настигла поэта при исполнении служебных обязанностей в собственном кабинете.
      Литературная активность Козьмы Пруткова относится к 1853–54 и 1860–63, когда якобы происходит его «знакомство» с А.К.Толстым и братьями Жемчужниковыми. Произведения Пруткова печатались в дружининском «Современнике», а позднее – в журналах «Искра» и «Развлечение». Поэт «творил» в разных жанрах: под его именем выходили стихотворения (в том числе знаменитые басни), «развивавшие» наиболее популярные мотивы лирики тех лет, псевдоисториографические сочинения («Выдержки из записок деда»), а также сборник афоризмов «Плоды раздумья».
      Тем самым, биография Пруткова представляет собой сочетание «тусклого» существования чиновника и «интенсивной духовной жизни» скрытого в нем поэта. В образе Козьмы Пруткова создатели представили публике недалекого верноподданнически настроенного резонера: с одной стороны, готового на любые компромиссы с существующей властью, с другой – претендующего на исключительное место в изящной словесности, обеспеченное служебными успехами. Общая канва жизни Пруткова заставляет вспомнить, в первую очередь, В.Г.Бенедиктова (1807–1873), в молодости участвовавшего в подавлении польского восстания, а в почтенном возрасте дослужившегося до должности директора Государственного заемного банка.
      Литературные произведения Пруткова, кроме упомянутого Бенедиктова («Поездка в Кронштадт» и др.), пародируют наиболее известные тексты таких поэтов, как Я.П.Полонский («Разочарование»), Н.Ф.Щербина («Письмо из Коринфа»), Ап.А.Григорьев («Безвыходное положение»), А.А.Фет («Осень») и др. Особняком в творчестве Пруткова стоит цикл стихотворений, иронически переосмысливающих отечественные переводы Г.Гейне, особенно популярные на рубеже 1850–60 («Память прошлого», «Доблестные студиозусы» и др.).
      Двое из создателей Козьмы Пруткова были связаны с Московским университетом: в 1836 Толстой выдержал экзамен за курс словесного отделения; в 1859 два известных поэта, Алексей Толстой и его двоюродный брат Алексей Жемчужников, были избраны действительными членами Общества любителей российской словесности при Московском университете; в 1899 А.Н.Жемчужников стал почетным членом Общества.
      Алексей Михайлович Жемчужников учился в Санкт-Петербурге в гимназии и Училище правоведения, затем в течение многих лет успешно продвигался по служебной лестнице – сначала был чиновником в Сенате, позже – помощником статс-секретаря Государственного совета. В 1858 он оставил «утомительные чиновничьи обязанности» и в течение двадцати лет жил в основном за границей, практически не занимаясь литературой. Лишь после возвращения в Россию он вновь обратился к поэзии: пробовал себя в основном в жанре патриотической сатиры в духе поэзии декабристов, но подчас обращался и к «чистой» лирике. В 1892 он выпустил сборник «Стихотворения», имевший шумный успех; в 1900 опубликовал сборник «Песни старости». В том же году ему было присвоено звание почетного академика Петербургской Академии наук.
      Литературная судьба двух других братьев Жемчужниковых, Владимира и Александра, менее ярка. Оба они выпускники Санкт-Петербургского университета. Владимир Михайлович был директором департамента общих дел министерства путей сообщения. Надо сказать, что именно им было подготовлено издание [Прутков 1884], а также сочинена биография поэта. Александр Михайлович, также достигнувший значительных успехов по службе, интересен тем, что внес своего рода начальный импульс в создание мистификации, написав для Пруткова первую басню («Незабудки и запятки»). П. П. Ершов, известный прежде всего как автор стихотворной сказки «Конек-горбунок», поделился с Прутковым несколькими строками, вошедшими в оперетту «Черепослов».

Д.А.Иванова, К.М.Корчагин

Основные источники: [Прутков 1884; Жемчужников 1963]