Поэзия Московского Университета от Ломоносова и до ...

 

 
 
 


Владимир Одоевский

Владимир Федорович Одоевский 30 VII / 11 VIII 1804, Москва – 27 II / 11 III 1869, Москва
Писатель, энциклопедист, музыкант, музыковед
Выпускник Московского Университетского Благородного пансиона; действительный член, временный председатель Общества любителей российской словесности при Московском университете

      «Этот добрейший, бескорыстнейший, чуть ли не святой служитель всего изящного и полезного», – отзывается о В.Ф.Одоевском В.А.Соллогуб. «Тебе и Грибоедов и Пушкин и я завещали все наше лучшее; ты перед потомством и отечеством представитель нашего времени, нашего бескорыстного служения к художественной красоте и к истине безусловной», – пишет Одоевскому из Сибири В.К.Кюхельбекер. «Талант могущественный и энергический, чувство глубокое и страдательное, оригинальность совершенная, знание человеческого сердца, знание общества, высокое образование и наблюдательный ум» видит в произведениях Одоевского В.Г.Белинский.
      Князь В.Ф.Одоевский – последний из рода, происходящего по прямой линии от мученика кн. Михаила Всеволодовича Черниговского. Его отец, кн. Федор Сергеевич, умер, когда сыну было всего 4 года. Отношения с матерью и ее вторым мужем не сложились (тяжелые впечатления детства Владимир Федорович опишет в ранней прозе «Дневник студента»). Часто жил у родственников, в частности в семье своего дяди, отца горячо любимого Владимиром Александра Одоевского – будущего поэта-декабриста.
      С 1816 по 1822 год В.Ф.Одоевский учился в Московском Университетском Благородном пансионе, который окончил с золотой медалью. В пансионе он серьезно занимался музыкой: именно здесь он познакомился с малоизвестными тогда в России произведениями И.С.Баха, начал играть на фортепьяно и сочинять сам. Позднее Одоевский стал музыкальным критиком, мнением которого дорожили Глинка и Верстовский. Среди предметов, изучаемых в пансионе, его любимым была философия, которую читал профессор философии и словесности Иван Иванович Давыдов; как и его учитель, Одоевский был увлечен новой немецкой философией – Кант, Фихте, Окен, Геррес и особенно Шеллинг. Уже в 1822–1823 гг. Одоевский опубликовал в «Вестнике Европы» несколько философских статей, названных «Письма к Лужницкому старцу», которые обратили на себя внимание многих (в частности, А.С.Грибоедова, который захотел лично познакомиться с их автором, что послужило началом их дружбы).
      Для занятий философией Одоевский вместе с Д.В.Веневитиновым организовали в 1823 г. Общество любомудрия, в которое входили И.В.Киреевский, А.И.Кошелев, Н.М.Рожалин, В.П.Титов, Ф.С.Хомяков и др. В конце того же года Одоевский и В.К.Кюхельбекер объявили о проекте периодического издания «Мнемозина»;. в 1824 – начале 1825 г. вышли четыре выпуска этого альманаха, в которых, кроме издателей, приняли участие такие писатели, как Пушкин, Вяземский, Баратынский, Грибоедов и др. Задача издания состояла в популяризации философии, в особенности немецкой. Одоевский писал: «С сожалением должны признаться, что мы, русские, еще не богаты философическими сочинениями <...> Нет ни одного – уже не говорю – полного курса философии, нет даже ни одного журнала, которого бы хотя несколько страниц были посвящены философии, который бы знакомил нас с усилиями гениев, друзей человечества, подвизающихся на пути к сей основе человеческих знаний, и без коей всякое знание не имеет никакого существенного значения, точно <так же,> как всякое тело бесцветно, когда оно не подвержено действию света». В последней книжке «Мнемозины» ее издатели подводят следующий итог своей деятельности: «Главнейшая цель издания нашего была распространить несколько новых мыслей, блеснувших в Германии, обратить внимание наших читателей на предметы, в России мало известные, по крайней мере, заставить говорить о них; положить пределы нашему пристрастию к французским теоретикам; наконец, показать, что еще не все предметы исчерпаны, что мы, отыскивая в чужих странах безделки для своих занятий, забываем о сокровищах, вблизи нас находящихся». Поводом к закрытию и Общества любомудрия, и альманаха «Мнемозина» послужило восстание декабристов. Однако философская тематика продолжала волновать Одоевского; так, в 1844 г. он опубликовал первый в русской литературе философский роман «Русские ночи».
      Один из родовитейших людей страны, Одоевский всегда жил только собственными заработками. В 1826 г. переехал в Петербург и начал карьеру чиновника. Служил в Министерстве внутренних дел, Министерстве государственных имуществ, с 1846 по 1861 год был помощником директора Императорской публичной библиотеки и заведовал Румянцевским музеем. (Книжные коллекции последнего были в 1861 г. перевезены в Москву и стали основой фондов современной Российской государственной библиотеки.) С 1859 года был гласным Петербургской Думы. В 1861 г., переехав в Москву, стал сенатором.
      Уже к 1830-м годам Одоевский как писатель занял значительное место в русской литературе. Его проза имела успех не только у широкой публики, но и ученых мужей: 7 ноября 1833 г. Общество любителей российской словесности избрало его своим действительным членом за книгу «Пестрые сказки» (СПб., 1833).
      В Петербурге 1830–1840-х гг. были очень популярны литературные «субботы» в доме Одоевских, о которых сохранилось множество восторженных воспоминаний – см., в частности, мемуары И.И.Панаева в разделе ВОСПОМИНАНИЯ. Вот еще некоторые заметки:

        Здесь сходились веселый Пушкин и отец Иакинф, <…> живая, миловидная графиня Ростопчина, Глинка и профессор химии Гесс, Лермонтов и неуклюжий, но много знающий археолог Сахаров. Крылов, Жуковский и Вяземский были постоянными посетителями. Здесь впервые явился на сцену большого света и Гоголь <…> Беспристрастная личность хозяина действовала на гостей, которые становились и добрее и снисходительнее друг к другу (М.П.Погодин).

      В салоне все смотрели друг на друга приветливо, все забывали, что за чертой этого дома жизнь идет совсем другим порядком. Я видел тут, как андреевский кавалер беседовал с ученым, одетым в гороховый сюртук; я видел тут измученного Пушкина во время его кровавой драмы – я всех их тут видел, наших незабвенных, братствующих поэтов и мыслителей (В.А.Соллогуб).

      Вернувшись в Москву, Одоевский сохранил открытый дом, привлекавший множество интересных посетителей. В.М.Голицын пишет:

        Одоевский был небольшого роста, худощавый, с очень тонкими чертами лица, чрезвычайно подвижный и веселый. На старости лет он увлекался музыкой, устраивал у себя музыкальные вечера, на которых выступали все знаменитости того времени, и даже изобрел какой-то новый музыкальный инструмент. Между прочим, он очень интересовался церковным пением и в сотрудничестве с известным в то время протоиереем Разумаковским разработал крюковое пение, которое москвичи ходили слушать в церковь Георгия на всполье на Мал. Никитской.

      Творческое наследие Одоевского велико и разнообразно – это не только тома художественной прозы (романы, повести, рассказы), но и многочисленные искусствоведческие и публицистические произведения. Кое-что из написанного Одоевским не опубликовано до настоящего времени. Так, среди неизданных рукописей, хранящихся в РНБ, кроме статей и набросков по философии, химии, педагогике, теории музыки, есть рассуждения на самые разные, порой достаточно неожиданные темы, например: «об извлечении кубических корней», «о том, что во всех явлениях есть период прекращения», «об осеннем воздухе», «о солнечном затмении», «о судебной реформе и о суде присяжных», «о социальных между людьми отношениях», «об обществе для распространения мира», «о пауперизме», «о причинах пожаров», «о вреде водки», «о распущенности прислуги», «о грязи на улицах», «о ретирадных местах» и т.д.
      Среди этого огромного прозаического материала автору немудрено было забыть о нескольких стихотворениях, написанных еще в юности. Этим объясняется его относящееся к 1860 г. утверждение в ответе на пасквиль Петра Долгорукова (см. в разделе ВОСПОМИНАНИЯ): «Стихов не писал». И все же именно стихи Одоевского в журнале А.Е. Измайлова «Благонамеренный» за 1820 г., подписанные псевдонимом П-нъ, были его первой публикацией (писались они для кузины князя Натали́ Щербатовой) . Позднее он издал книжку с нотами и словами трех своих песенок для детей [Одоевский 1847]. (К сожалению, в экземпляре Музея книги РГБ, которым мы пользовались, сохранились лишь две песенки; третья, «Песня на вход парами в класс», утрачена.)
      В Москве, где Одоевский оставался с 1861 г. до самой смерти, он принял живое участие в деятельности университетского Общества любителей российской словесности, возобновившего свою работу после двадцатилетнего перерыва. Так, на заседании 3 ноября 1862 г. князь «довел до сведения Общества, что несколько лет тому назад он имел намерение составить “Великорусский областной словарь”, для облегчения приискивать видоизменения великорусских слов в областных наречиях, и что им собрано до двадцати тысяч слов, записанных на карточках, размещенных в семи картонах. Собрание князь принес в дар Обществу, как материал для издаваемого оным “Словаря”, составляемого д<ействительным> ч<леном Общества> В.И.Далем. Принимал кн. Одоевский также участие в разработке плана Словаря русских писателей, предположенного к изданию Обществом» [СЧОЛРС, с. 211]. С 1 января до 16 февраля 1863 г. Одоевский занимал должность временного председателя Общества. На заседании 9 октября 1863 г. им был прочитан доклад «Об устройстве в Москве популярных лекций по разным наукам». 10 ноября 1865 г. он внес 100 руб. «для увеличения денежных средств Общества» и изъявил желание жертвовать ежегодно такую же сумму. В «Беседах» Общества он опубликовал статью «Не–довольно» с посвящением И.С. Тургеневу (1867, вып. I, отд. II). После кончины Одоевского Общество (вместе с Обществом музыки) 13 апреля 1869 г. устроило «в память покойного сочлена» публичное заседание, на котором были прочитаны речи А.И. Кошелевым, М.П.Погодиным, Н.В.Путятой и В.А.Соллогубом; в том же году эти речи были изданы отдельной книгой: «В память о князе Владимире Федоровиче Одоевском».

Н.Н.Перцова

Основные источники: [РП:1800, т. 4; СЧОЛРС]