Поэзия Московского Университета от Ломоносова и до ...

 

 
 
 


Борис Лавренёв (Сергеев)

      Лавренёв Борис Андреевич
      (настоящая фамилия Сергеев,
      5/17.07.1891, Херсон – 07.01.1959, Москва).
      Прозаик, драматург, поэт.
      Выпускник юридического факультета МГУ.

      Родился Борис Андреевич Лавренев в городе Херсоне в учительской семье. По материнской линии происходил из старинного казачьего рода. Окончил 1-ю Херсонскую мужскую гимназию, в 1909–1915 учился на юридическом факультете Московского университета. Б.А.Лавренев известен широкому кругу читателей как выдающийся советский писатель – прозаик и драматург. Однако его талант был многосторонним – юрист по образованию, поэт и художник, искусствовед, артиллерийский офицер и военный журналист. В литературу Лавренев пришел как поэт. Поэзия увлекала его с гимназических лет, когда вместе с Колей Бурлюком, своим одноклассником, они декламировали собственные стихи. «<…> Первая моя попытка пройти во врата литературного Эдема относится к лету 1905 года, когда мне было четырнадцать лет. Ошеломленный (иного определения не могу найти) чтением лермонтовского «Демона», я за три каникулярных месяца написал поэму «Люцифер», размером в 1500 строк, чистым, как мне казалось, четырехстопным ямбом. <…> Оскомина от неудачного опыта заставила меня длительное время не пытаться искать взаимности у строгой музы. Хотя микробы стихотворной заразы и обволакивали меня каждое лето, с седьмого класса гимназии и до первых студенческих лет, в поэтической обстановке Чернодолинской экономии графа Мордвинова. Перед моими глазами были два дурных примера: мой одноклассник Коля Бурлюк, младший из знаменитых Бурлюков, и совсем еще юный, в рваной черной карбонарской шляпе и черном плаще с застежками из золотых львиных голов, похожий на голодного грача Владимир Маяковский. Я с восхищением глядел в рот Коле, когда он, картавя, «бурлюкал» стихи, но старался уберечься от заразы. Для меня, как и для Маяковского, еще не был решен вопрос: вступать ли на тернистый путь поэзии или просто поступить в Училище живописи, ваяния и зодчества?» [Лавренев 1987, с. 22-30] Увлечение сохранилось и в студенческие годы. Его часто можно было встретить в «Кафе футуристов», «Стойле Пегаса», «Музыкальной табакерке». В литературных салонах встречался с Маяковским, Шершеневичем, Крученых, Третьяковым. Об этом периоде он вспоминает в своей «Автобиографии» так: «Фильтрующийся вирус футуризма быстро проник в самые незаметные щели, поражал самых тихих поэтов. Вирус дробился, меняя очертания, маскировался, принимал вид то «эго», то «кубо», то просто футуризма. Вирус сразил и меня. Я нырнул вниз головой в эгофутуристическое море. Этот фантастический период я вспоминаю с нежной грустью и признательностью». [Лавренев 1972, с. 9].
      Первые рассказы Лавренева под фамилией Сергеев появились в 1910 в московской газете «Студенческая жизнь»: «То было раннею весной...» и «Его смерть». Первые поэтические опыты Лавренева были напечатаны весной 1911 года в херсонском журнале «Весенние зори», газете «Родной край» (Вековое). В 1912 он печатается в декадентском альманахе «Жатва», всецело находясь под «жестоким обаянием» символистов, среди которых выделял Иннокентия Анненского. В московском альманахе «Жатва» впервые под псевдонимом Борис Лавренев опубликовал цикл стихов: «Февраль», «Сказка вечерняя», «Мука рассвета», «Маки» (с подзаголовком «Сказание». К нему автор дал примечание: «Темой для стихотворения послужила народная легенда Киевской губернии. Время возникновения и происхождения установить не удалось – Б.Л.»). В стихотворении воспроизведено украинское народное поверье, будто бы цветы мака – следы крови – знаки убитых когда-то врагов. Вместе с тем, эти цветы якобы имеют волшебное свойство:

  Если захочешь сгубить
Недруга – в полночь, во мраке,
Должен в одежду зашить
Ты ему маки…

1913 в издательстве «Мезонин поэзии» печатается «Истерика Большой Медведицы» и «Боевая тревога» из цикла «Дредноутовые поэзы». Книжка с заголовком «Крематорий здравомыслия». В указанном выпуске «Мезонин поэзии» – «Крематорий здравомыслия» объявлялся о предстоящем выходе в свет первого сборника стихов Б. Лавренева «Экзотический кораблик». Но он так и не был издан. Видимо в это время поэта уже не радовала перспектива быть автором футуристического сборника. Сама группа «Мезонин поэзии» была лишена единой эстетической платформы и распалась в конце 1914 года. [Ружина. 1971, с. 169].
      После окончания университета (1915) в чине поручика артиллерии участвовал в Первой мировой войне. Во время Февральской революции он был комендантом штаба революционных войск Московского гарнизона, а затем адъютантом коменданта Москвы. Октябрьская революция вызвала у него растерянность и смятение, в сентябре 1918 Лавренев уехал в Херсон. Но вскоре вернулся в Москву и работал в Наркомпроде. С декабря 1918 находился в рядах Красной Армии. В январе 1920 уехал на Туркестанский фронт и сразу был назначен военным комендантом Ташкента, вскоре был арестован по подозрению в контрреволюционной деятельности и полтора месяца провел под следствием. После оправдания, назначен заместителем редактора фронтовой газеты и одновременно заведующим литературным отделом «Туркестанской правды». С середины 1920 работал в литературно-издательском отделении Политуправления Туркестанского фронта. С августа 1921 — в редакции «Красноармейской газеты» (первоначальное название «Красная звезда»). Публиковал рассказы и стихи, статьи, рецензии, фельетоны, карикатуры и рисунки. Печатался не только под фамилией Лавренев, которую окончательно принял с 1922 (литературным псевдонимом стала фамилия одного из родственников писателя: «В литературе уже был один Сергеев-Ценский. Нужно было как-то дифференцироваться от него...» [Лавренев 1959, с. 120]), но и под многочисленными псевдонимами: Бек, С.Натальский, Б.Наталия, Н.Борисов, Художник, Инцитатус, Антидюринг и др. Лавренев сотрудничал во многих периодических изданиях Туркестана. Как художник-график, за 4 года, проведенных в Ташкенте, он выполнил около 1000 рисунков, плакатов, карикатур, обложек, заставок, заголовков, эскизов и т.п. Там же в красноармейских газетах публиковались его стихи. Ко второй годовщине создания Красной Армии в журнале политотдела Туркфронта «Коммунистическая мысль», печатается стихотворение «Два года» с подзаголовком – «Моей любви – Красной Армии» [Коммунистическая мысль. Ташкент, 1920, № 1]. Откликаясь на призыв партии к комсомолу взять шефство над военно-морским флотом, Лавренев пишет стихотворение «Красный флот» [Красноармейская газета. Ташкент, 1921, 7 ноября, № 76]. В 1922 году выходит в свет поэма «Алые облака», написанная к четвертой годовщине Октября. В декабре 1923 года в Петрограде Лавренев публикует «Петербургский цикл» стихов. [Записки передвижного театра. 1923, № 62]. В 1923 году публикуется в журнале «Красная новь» № 5 стихотворение «Баллада о миноносце № 103», в котором выражено стремление передать живые впечатления активного участника первой мировой и гражданской войн. В декабре 1923 уехал из Ташкента в Петроград, где его снова призвали на военную службу, назначив секретарем Военно-научного общества Петроградского военного округа. 15 декабря 1924 демобилизовался, отдав почти 10 лет армии – сперва царской, потом – Красной. Все эти тревожные годы он не выпускал из рук этюдника. Сохранились каталоги выставок херсонских художников 1911–1913 годов, в которых значились работы Б.Сергеева-Лавренева. Большинство их посвящено морю и театру – двум увлечениям, которым писатель оставался верен до конца жизни. В 1924 поступил на работу в Ленинградское государственное издательство. Первые произведения Лавренева, принесшие ему известность: повести «Ветер» (1924), «Сорок первый» (1926), «Рассказ о простой вещи» (1927) — посвящены событиям революции и Гражданской войны. В 1925 году к столетию со дня восстания декабристов в журнале «Звезда» № 6 было опубликовано его большое стихотворение «Декабристы».
      С началом Великой Отечественной войны Лавренев ушел на фронт добровольцем. Был военным корреспондентом центральных периодических изданий на Балтике, Севере и Черноморье. Работу над стихами писатель не прекращал до конца своих дней. К примеру, в драме «Песнь о черноморцах» (1942) автором написаны тексты морских песен.
      После войны Борис Андреевич Лавренев поселился в Москве на улице Серафимовича, в доме, который Ю.Трифонов назвал «Домом на набережной». Большую часть времени проводил в загородном поселке Переделкино. В июле 1951 — за выдающиеся заслуги в области художественной литературы Б.Лавренев был награжден вторым орденом Трудового Красного Знамени. В последние годы жизни Лавренев переводил пьесы французских драматургов. Занимался переводами писателей Узбекистана, Казахстана, Таджикистана. Последним публичным выступлением Б.А.Лавренева был доклад на Всесоюзной конференции театральных работников, в 1958 (Лавренев Б. «О состоянии и задачах современной драматургии»). Незадолго до смерти он работал над остро сатирической пьесой в стихах «Всадник без головы» (пьеса осталась неоконченной, но большая часть ее была написана). 7 января 1959 писателя не стало, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Н.Т. Тарумова
Основные источники: [Старикова 1963; Ружина 1971; Лавренев 1972, 1995; Леонов 1988; Крупенникова 2009; РГАЛИ].