Поэзия Московского Университета от Ломоносова и до ...

 

 
 
 


Агафангел Крымский (Агатангел Кримський)


Агафангел (Агатангел) Ефимович Крымский
Востоковед (арабист, семитолог, иранист, тюрколог), филолог, фольклорист, лингвист, этнограф широкого профиля (иранист, кавказовед, индолог, славист), украинский поэт и беллетрист, профессор арабской словесности и истории мусульманского востока, член Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, один из основателей украинской Академии наук и её многолетний «непременный секретарь»
3/15.I 1871, Владимир-Волынский – 25.I 1942, Кустанай (Казахская ССР), в ссылке
Выпускник историко-филологического факультета Московского университета, действительный член Общества любителей российской словесности при Московском университете


      Родился в семье учителя городского училища Ефима Стефановича Крымского – автора учебников арифметики и географии для двухклассных городских училищ. Мать – Аделаида Матвеевна, урожденная Сидорович, литовская полька из-под Минска. Предок по отцовской линии – мулла, родом из Крыма, бежавший в XVII в. от преследований бахчисарайского хана в Литовское княжество, где принял христианство и занялся землепашеством. Агафангел Крымский, старший сын в семье, начальную школу окончил в г. Звенигородка Киевской губернии, одновременно дома занимаясь с отцом языками – польским, французским, английским и немецким. В 10 лет поступил в киевскую Острожскую прогимназию, а в 13 лет – во 2-ю гимназию Крамера. После 4-го класса учится в известной на весь юго-запад России Коллегии Павла Галагана – аналоге русской классической гимназии. Здесь получила дальнейшее развитие склонность Крымского к изучению языков. Помимо программных греческого и латыни он факультативно осваивает санскрит, древнееврейский, турецкий и итальянский. В мае 1889 Крымский становится воспитанником трехгодичных Специальных классов Лазаревского института восточных языков в Москве – крупнейшего учебного центра русского востоковедения. По окончании Лазаревского института владеет уже 15 языками и продолжает совершенствоваться. За перевод и толкование философского трактата средневекового арабского ученого Аль-Фараби (X в.), одобренные Ф.Е.Коршем и М.О.Аттаей, Крымский был удостоен диплома с правом «на чин X класса без экзаменов в комиссиях».
      Для продолжения образования в 1892 поступает на историко-филологический факультет Московского университета, который оканчивает в 1896 с дипломом первой степени. В дипломе оговаривалось, что «т. к. Крымский, находясь в Университете, получал 3 года казенную педагогическую стипендию, то обязан прослужить 4,5 года в должности учителя». Делать этого не пришлось, потому что профессорский Совет Лазаревского института предложил выпускнику научную командировку на 2 года в Сирию для приготовления к профессорскому званию. Еще будучи первокурсником университета, Крымский принят членом Восточной комиссии Московского археологического общества, а в декабре 1892 – членом Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. С 1893 начинается многолетнее сотрудничество с издателями Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, для которого до 1916 им будут написаны около 390 статей. С 1901 Крымский – профессор арабской словесности Лазаревского института восточных языков. В 1903 по представлению В.И. Герье он избирается профессором кафедры восточной истории. В 1904 заменяет Герье на Московских высших женских курсах, где читает лекции по истории Востока. С 1911, после избрания В.Ф. Миллера академиком и отъезда его в Петербург, Крымский ведет его курс в Лазаревском институте. Таким образом, Крымский до 1918 один читает курс истории Востока в целом – факт, не имеющий прецедента! С 1906 – действительный член Общества любителей российской словесности. В 1918 переезжает в Киев, где вместе с В.И.Вернадским, с которым знаком с 1904, занимается созданием украинской Академии наук. С 1918 по 1929 – «непременный секретарь» Академии.
      Многолетняя дружба и сотрудничество связывали Крымского с Ив. Франко, Лесей Украинкой, М. Коцюбинским. Начало 30-х годов стало тяжелым периодом для ученого. В Москве его считают буржуазным националистом, в Киеве обвиняют в москвофильстве. Крымского снимают со всех должностей и лишают возможности заниматься научно-организационной работой, оставляя фактически без средств к существованию. Начавшаяся Вторая мировая война заставила власть предержащих сменить гнев на милость и использовать авторитет Крымского для влияния на украинскую эмиграцию и жителей Западной Украины. Осенью 1940 торжественно отмечается 50-летие литературно-научной и 40-летие профессорской деятельности Крымского. Ему присуждается звание заслуженного деятеля науки, вручается орден Трудового Красного Знамени. 15 января 1941 Крымский отметил 70-летие, а летом того же года был репрессирован и выслан в Казахстан, где умер 25 января 1942. В конце XX в. был реабилитирован.
      Теперь имя выдающегося ученого возвращается из забвенья. Увидело свет собрание сочинений Крымского в 5 томах (Киев: Наукова думка, 1972–1974). В 1996, к 125-летию исследователя и крупного филателиста, каковым был Крымский, выпущена почтовая марка с его портретом. Имя Крымского носит Львовское филателистическое товарищество. Переиздаются его труды, ставшие библиографической редкостью и не утратившие научной актуальности.
      Научное наследие Крымского велико и многообразно. Назовем лишь некоторые значительные работы: «Источники для истории Мохаммеда» (1902), «История мусульманства» (1903–1904), «Лекции по Корану» (1902), «История Персии» (1909–1917), «История Турции и ее литературы» (1910–1916), «Филология и Погодинская гипотеза» (1904), «Иоанн Вишенский» (1895), «Грамматика украинского языка» (1907); перевод на украинский язык поэмы Фирдоуси «Шах-наме» (1895–1896), выполненный белыми стихами; книга «Хафиз и его песни» (1924) с переводом 17 стихов Хафиза на украинский язык и 65 стихов на русский язык (18 из которых выполнил сам Крымский, а остальные – его ученики), которая по сей день считается образцом всеобъемлющего исследования творчества Хафиза; роман «Андрей Лаговский» (1905), повести и рассказы.
      В украинской литературе Крымский занял видное место как поэт. Будучи ориенталистом, разрабатывал в своих украинских стихах сюжеты, заимствованные у восточных писателей. Первые поэтические опыты Крымского родились в землях Сирии и горного Ливана. В поэтическом сборнике «Пальмовые ветви» [Крымский 1901] Крымский раскрылся как оригинальный лирик, вносящий в украинскую литературу восточный колорит. Его стихи грациозны и музыкальны, проникнуты глубоким субъективизмом. Близкое знакомство с восточным бытом дало поэту живые и яркие образы. Во второй части сборника «Пальмовые ветви» [Крымский 1908] из под пера автора выходят поэтические произведения, отразившие литературные течения и веяния начала века. Ноты искательства и сомнений, надежд и разочарований звучат в каждой строчке этого цикла. Влияние толстовства Крымский переосмысливал здесь через идеи христианского и мусульманского (суфийского) аскетизма. Последний всплеск поэтического вдохновения мы находим на страницах третьей части «Пальмовых ветвей» [Крымский 1922]. Острополитические стихи, осуждавшие вандализм военного времени, братоубийство, разрушение памятников духовной и материальной культуры, соседствуют с антологией поэзии Ближнего и Среднего Востока в украинском звучании.

А.В.Уланова

Основные источники: ЦИАМ. Ф. 418. Оп. 306. Д. 397, [Энциклопедический словарь Гранат, т. 26, 1909; СЧОЛРС; Гурницкий 1980]