Не поздно ли призрачный город покинуть, Поклясться, что праздничный падает снег, Порыв полонеза, плеснувшего в спину, Принять за намёк и устроить побег. На призрачный праздник не пустят без зова, Такая метель, что не сыщешь пути... Ремнём позади экипажа чужого Не выйдет ли санки тайком прикрутить? О разуме нищем, о крови незвонкой Забыть незаметно за быстрой ездой, В строфе предпоследней объехать сторонкой Тот город, что к вечеру пахнет едой. И весело ехать, и думать не надо О том, как входить, говорить и глядеть... «На коже не тают следы снегопада», – Понять и, помедлив, лицом побелеть. 1980 Souvenir О чашке разбитой, о горле больном, О шарфе кусачем и, может, о том, Как пахнет подтаявшим чёрным снежком, – Налгали тебе. Но теперь не солжём, Что не было нас, как не будет потом. Мы все тебе снились во сне ледяном – Как здесь, на Покровке, Волхонке, Солянке Скребут по асфальту полозьями санки, – Лопатки и варежки держат в руках Серьёзные дети в пуховых платках, И солнце играет в пустых куполах, И галочий крик отдаётся в ушах. Но если и ты на краю обернёшься – Мы все тебе снились. Теперь ты проснёшься, И штору отдёрнешь, и дню улыбнёшься – Вчерашние сны поминать ни к чему. Так пусть, угасая, уходят во тьму И купол лоскутный, и лес над рекой, И дым, и граната зерно за щекой, И та, что стояла у самой черты Под мартовским ветром своей правоты. 1981 В начале (прости – я не чаяла, что и начало Чревато тобой; что твоя сокровенная часть – В лесу анаграмм; чтоб и эхо тобой отвечало – Для неучей – ключ: Соломонова перстня печать, Для чующих – притча; обученным чтить примечания – Кипенье купели, качанье смущаемых вод). Три имени – счастье, печаль и отчаянье, И каждое, рифмой тебя окликая, течёт. И страждет различье, но в каждом – созвучие бедное – Обрывок причины, осколок, клочок бытия. Какая удача – мне нечего вынуть из невода, Но в частых ячейках скучает твоя чешуя. 1982 Колыбельная Сладко ли, милая, сон долгожданный лелеять? Плач ли искусный, как жалоба птичья, протяжен? Смол ароматных пролитые слёзы светлее. Плат погребальный, что парус, – и солон, и влажен. Саван? Свивальник! Над нежной твоей колыбелью – Плакальщиц ласковых, ласточек лёгкая стая. Так нереиды над сестриным сыном скорбели. Так наклонялась Фетида, младенца купая. Слабость восславим! – блаженны не львы, но олени, Жёны блаженны – и жертвы; не праздно хвалима Доблесть стрелы; нам же – страстная доблесть мишени, Бег, обагрённый меж рёбер судьбой уносимой – Тише...сражённому – сон и усердная нега, Плеском волны осязанья касаемся сладко. ...Алая лань возлежит после долгого бега. Кровь, как смола, застывает под левой лопаткой. 1982 Вигилия*) вторая Во мраке – костры и нестройные крики: Пируют и пряности в кубки кладут... «А ты здесь зачем?» – Я зову Эвридику. Пусть мне Эвридику мою отдадут. – Найти Эвридику и дать провожатых! Вы слышали, шваль?! – приказали в ночи. И тотчас встаёт – шестиногий, косматый, Но память мне руку сжимает: молчи! «Ну, точно! Вон там, у реки, погляди-ка, – В низине, – в крикливой толпе эвридик – Вон – в красной сорочке – твоя Эвридика: Вкруг чучела скачет и в дудку дудит. Она? Узнаёшь? Подозвать, для порядку?» И скажет она: «Мне не страшно в аду. Я сплю. Я забыла земную повадку. И рада, что здесь, и назад не пойду.» 1983 Сказка Погадаю по раскрытой книге, – Всё выходит – виновен и виновен, Только сердце не верит и не верит, Всё велит приискать тебе прощенье. Лечу-пролетаю, погляжу в окошко: Может быть, она не тоскует? Может, друг её новый утешил? Может быть, она тебя забыла? Вижу – плачет и слёз своих не чует, Укрывает пустую колыбельку Да глядит в окно на дорогу. Лечу-пролетаю, погляжу в окошко: Может быть, душа твоя томится, Говорит: «Покарай меня, Боже, Тяжело мне, дышать нет мочи!» Вижу – весел ты, за стол садишься, Серебром горит твоя одежда И улыбка твоя как ясный месяц. 1983 Когда венценосным забавам Нужда приспевает в седле, Счета не ведутся потравам На скудной вассальной земле. По гулким твоим косогорам Копытами взрыто жнивьё, И жертву желанье сеньора Вернее сразит, чем копьё, И сердце стоит, как проситель, Забывший валиться к ногам, И царственный твой посетитель Летит к отдалённым холмам. 1984 Sehr langsam*) Сердце? – Что сделает сердце в беде и досаде? Плоский валун омывая всплеском коротким, Снова и снова – движенье отброшенной пряди, Лоб, и опущенный взор, и поклон, и походка... Зрение долго училось пчелиной науке, Ладился труд благовонный – стяжанье блаженства. Лакомый облик – тяжёлый и светлый – и руки, Руки твои, говорю, и ладони, и жесты – Память? – Нет, это не память, – обрывок, обрубок Музыки мучит, течёт и не может пролиться, Кружит и нежит, вдохнёт и запнётся, – и губы, Веки твои, и виски, и зрачки, и ресницы... Время уносит прямые прозрачные крылья; Белые блики колышутся в золоте зыбком... В боль, точно в воду, войду, – насладившись усильем. Выговор нежный, и смех, и глаза, и улыбка... 1984–1985 Любовь моя, как много нам дано! Ещё друг с другом быть, ещё не ведать Грядущего, ещё при слове ЗАВТРА В смущении глаза не отводить... Ещё не знать, что время не как нить – Как берег обрывается, а море Штормит, и небо страшно почернело... Зажмуриться? – Но веки распахнутся, Как окна, – сами; отдалённый рокот Прокатится и повторится ближе, И стихнет рядом; холод захлестнёт Прозрачный сад, и воздух потемнеет, И, обернувшись, скажешь ты: «Гроза?..» Но нет, ещё не время крыльям ливня Шуметь над нами. Всё ещё сияет, Ты здесь ещё; спасительного страха Душа не преисполнилась, и речи Ещё звучат восторгом дерзновенным. 1985 Теперь мы простимся с тобой навсегда – всегда откликается колокол дальний – Но брошены в воду цветы – и вода, Темнея, играет в глубинах зеркальных. Играет и ровно лежит в берегах Пустынных и снегом усыпанных мало И вот в неглубоких, неровных снегах Темнеет глубокое тело канала. Корабль уплывает по тёмной воде, И он уменьшается, и убывает, И канет, как имя, и будет нигде, Как имя, которое Бог забывает. Корабль в зазеркалье плывёт, и сквозь сон, Уже обнимающий, льнущий бесшумно, Ещё долетает слабеющий звон От жалобы, запертой в сумраке трюма. И он уплывает, и он уплывёт, И стебли плывут, и они уплывают, И имя утоплено в памяти вод, И зеркало, вздрогнув, уже застывает. И он уплывает, и будет нигде, И звон проплывает над башней вокзала, И поезд подходит, и в тёмной воде Закат расплывается пепельно-алый. 1986–1987 Я говорю, чтоб говорить с тобой. Но встали воды и объяли зренье, И зеркала, нахлынувши гурьбой, От моего отпили отраженья, И развязался узел тех пустот, Что были плотью, стянутые туго, И тяжесть исчезает и крадёт Древесность древа и тенистость луга, И голос, что летит над бездной вод, – О, никогда он не достигнет суха… И радуга бесцветная встаёт И твоего не досягает слуха. 1987 Начало осени Иногда, поднимаясь В ночное небо над городом, В тёмной озёрной воде Плывет березовый лист. * Чуть размокнув, сияют Листья на тёмном асфальте Не решишься ступать по Небесной дороге. * Утренний иней На колючих высохших стеблях, На побуревшей листве. Осторожная нежность. * Беспокойное сердце: Птица, остающаяся зимовать, Пролетает немного С окликающей стаей И возвращается. Начало осени. * Хорошо уходить теперь В утренний час Мимо сборщиков урожая Мимо дымков над рекой Не оглянувшись На краснеющий сад На серый дощатый забор Где прижавшись стоит Вчерашнее сердце И в пустынной дороге слышен Серебряный голос И слова, пришедшие под утро: «Ибо ты не полюбишь Молчаливой игры падишахов Не постигнешь науки Выбирать между светлым и чёрным.» 1987 Нога ли сама оступилась, Цветы ли мешали в руках? Иль просто – душа утомилась В тяжёлых намокших шелках? А спросят, ища оправданья, – Как ты очутилась в реке? – Скажу: Заблудилась в тумане, В тумане, в сплошном молоке. 1988 Какой здесь ветер! снасти так и рвёт… На этот раз служанка ошибётся, И то, чего Изольда не допьёт, Офелия хлебнёт – и захлебнётся. 1988 Но что сказать, я не знаю, Когда меня ведут Туда, где ум обманут, А сердце – украдут, Где ночь темна, как пламя, И тяжелей воды, И в небесах разъятых Нет ни одной звезды, Но небеса разъяты Ещё не до конца: Судьбы тяжёлый обод Из тёмного свинца. На свете много муки, Но худшая из мук – В предчувствии разлуки Разъединенье рук. О Боже Милосердный, Читающий сердца, Спасибо, что не знаем Мы нашего конца. Когда б душа узнала, В рыданьях и слезах Она б на землю пала И целовала прах, Уже ни с кем расстаться Она бы не могла И ни на миг от милых Любви не отвела, Одно она бы знала – Просить Тебя о них, И всё бы повторяла Тебе прозванья их. Сквозь каждый миг, по краю, Проведена черта, А что за той чертою – Покрыла темнота. И перед той чертою Душа лежит в пыли. Благослови их, Боже, На всех путях земли. 1989 Вот и осень, и даже зима. На траве декорация града. Пополудни разлитая тьма, Но не холодом веет, а хладом. Это кукольный ящик, вертеп, Заводной, механический ящик. Только выпало что-то из скреп И случилось в судьбе настоящей. И как только исполнится срок, С двух сторон полухория лета, Вновь сойдясь, допоют эпилог, Не заметив подмены сюжета. 1989 Выставка Параджанова Пуговицы, разбитые блюдца…Так Море выносит водоросли, песок, Камушки, ракушки – времени мелкий шлак – Бусины, бисерины, тесьмы кусок, Что после обыска остаётся – любой пустяк, Наконец, годится и носовой платок, Зеркало, кукла, крылышки – пласт за пластом – Жизнь утекла сквозь трещинку, а осадок на дне… Ах, вино виноградное! Сердце, город и дом Поднимаются вверх и живут в вышине. Старые фотографии, несколько старых лент – Больше нигде – тот город, а в этот я – ни ногой… Впрочем, нет и других прошлых. Но на какой другой Рай был больше похож, чем на Тифлис тех лет? 1993 … В этом году, Видимо, я не пройду К консерватории мимо библиотеки и храма. Но февраль – всё равно: Солнце льётся в окно Через двойные рамы. Только несколько дней Из небесных сеней Свет спускается прямо, И колышется блик, Как от воды, от книг О невестке Приама. Дело в том, что начало весны – Здесь, у этой жёлтой стены, Освещённой прямыми Солнечными лучами. Впрочем, дырявый ларь – Прошлое, и, сколько в нём ни шарь, – Не наберёшь на имя. 1994 <Воскрешение Лазаря> И ты стоишь у порога, А там, за порогом, – свет. И ты молчишь и киваешь, И я говорю в ответ: – Куда ты, бедное сердце, Идёшь в пеленах своих? Ты смерти своей не знаешь, И ты испугаешь их. «О, я ничего не знаю, Я только хочу туда, Где голос как сад весенний, Как утренняя звезда, Где имя моё, как камень, Уходит в глубину, И пламя рождает пламя, Словно волна – волну, Позвавшему навстречу Так выбежать спешу, Что вряд ли теперь замечу, Дышу или не дышу, И свет стоит у порога И у порога ждёт Того, кто услышал Бога И потому живёт. Одно лишь только и нужно – Успеть навстречу Ему». И сердце молчит и кивает И покидает тьму. 1994 I Вот уже несколько лет только в календаре Наступает зима. Ветки в инее, как в серебре, – Там, на фотографиях, а снег на дворе, Если он есть, не виден из-под нечистот, Обыкновенно же снега нет. Но бывает лёд. На городской окраине, где начинается год, Плохо ходят автобусы, и похмельный народ Мается на остановке, в которой нет Ни одного стекла, а железный скелет Не спасает от холода, ветра, слякоти,– ни от чего. От промозглого прошлого. Даже не моего. II То, что сыплется с неба, напоминает стряпню Новобрачной. Попытка ужина для супруга. Хочется сесть, повернувшись лицом к огню, В деревянном доме и слушать, как воет вьюга. Что же делать в такую погоду? Пить и писать стихи. Сей рецепт преотличнейший принадлежит Алкею*). Так что причина старше коммунизма и другой чепухи, – Многократно весомее. И куда тяжелее. 1 января 1995 Я ещё тебя различу через стёклышко дней, но словно бы уносят свечу и отблеск бледней, бледней. Я ещё вижу ослепительный взмах и разноцветную тьму, помню, что предшествуют вдох и страх имени твоему, но там, за тяжёлой портьерой сна, за переплётом окна, где раньше была суета, беготня, шорох и вообще возня, – теперь тишина и пустота. Остановлен бег стрелок и, подводя черту, равнодушный, мелкий сыплется снег из пустоты в пустоту. 1997 ...И была красота – Ткань, взлетающая над узкой стопой, Над сероватой древесиной моста. Ещё была любовь к яблокам. Каждый плод Разделялся надвое (но тот*) Помня историю, лёгким кивком отказался от Яблока. От руки. Крылья его легки, Ослепительные, как языки Пламени – жгучего, – но когда Он уходит, – сердце, бывшее как звезда, Остаётся пустым. Слово, голосом сказанное твоим, Делалось золотым И округлым, золотисто-прозрачным, спелым В воздухе сияющем, золотом и белом, И, неизменное, оно остаётся целым. Это, конечно, не сад, но должно быть рядом, И какая-то ветвь, выглядывая из сада, Отражается в нём Как свет, падающий в водоём. 1999 Ода огня vestigia flammae Если ты знаешь, откуда начать, если ты знаешь, как войти в это пламя и видеть опять бессмертный и страшный знак, о, если ты знаешь, что выбора нет, – кто в пламя вошёл и горит, кто в этом смертельном, бессмертном огне движется и говорит, – о, кто его видел, двуглавый огонь, – тому недостаточен свет и тьма укрывает его, как ладонь – свечу, но спасения нет, и зреньем горящим, сгоревшим, – но чей зрачок размыкается там? – он видит другую природу вещей, – колодец, источник, хрустальный ручей, бегущий к сожжённым устам, – о нет, он не видит уже, он болит, он просто бредёт наугад, не зная, которую дверь отворит в пустой бесконечной цепи анфилад и как он вернётся назад. Но тот, кто не думал, что он победил, кто проигрыш принял в расчёт, кто не заблуждался, когда надкусил бессмертный отравленный плод, – он вступит, внезапной дивясь тишине, туда, где огонь недвижим, где он отразился в последнем огне, совпав с отраженьем своим, где свёрнуто время, как семь покрывал, что убраны в гулкий ларец, где розы тугой благовонный овал цветёт в сердцевине сердец, – как с путником путь совершив, проводник, у края селенья заметив родник, оставит его одного, – как ведший слепого, прозревшего вмиг, – так боль покидает его. И вот он стоит, изумляясь всему, забыв про себя самого, и роза живая, являясь ему, с улыбкой глядит на него. 1999 Всего и осталось: московский снежок, Тверской на полшага, зимы на вершок да свет фонарей мандаринных. Звени же, московская злая метель: авось и вплетётся в твою карусель шажок пешеходов старинных. Авось и увижу морозный дымок – забывшейся Парки упавший клубок, от стужи замёрзшую пряжу. И полоз, как зыбку, качает возок, и дремлет под шубой усталый ездок, не сразу заметив пропажу. Наверное, я ошибусь, и в конце задачника, в самом последнем столбце ответ не сойдётся с ответом. Но знаю одно: мы глядели тогда в лицо, что сияло нежней, чем вода, и было судьбой и обетом. Свисти же, московская злая зима, – На шаг разговора, на волос ума и досыта тьмы календарной. И тонкий, закутанный в чёрное стан на Чистых Прудах промелькнёт сквозь буран в качнувшемся круге фонарном. 2001 Это в комнате нарядной Золотой стеклянный сор. Вся зима один нескладный, Бестолковый разговор. Словно за полночь, за чаем, За неубранным столом… Впрочем, это я случайно, Я ведь тоже не о том. Я о том, что вся услада Сердцу помнить, что оно В дом из солнечного сада Отворённое окно. Ирина Ковалёва В прошедшем времени, М.: Итака, 2002. Кукольный ящик, М.: Итака, 2002. «Нева», 2005, № 7. Несколько стихотворений предоставлено автором. |