|
Что, скажи, может быть краесветней...
Подмосковной платформы ночной?
Где прошёл уже поезд последний
И сверкает асфальт ледяной
Под единственной лампочкой тусклой.
Всё за кофе горячий отдашь.
Сквозь метель неприкаянно грустный
Проступает российский пейзаж.
Что ты всё о любви, о разлуке?
Видишь лица спешащих домой,
Погребённых в безвылазной скуке
И довольных своею тюрьмой?
Если даже загинешь в Париже,
Если даже увидишь Мадрид,
К абсолюту ты будешь не ближе,
Чем где лампочка эта горит.
Памяти великой княгини
Елизаветы Фёдоровны...
Да что ж она дармштадская принцесса
Могла бы изменить в моей стране?
Где в очаге вселенского процесса
Внутри себя любой как на войне.
Где словно в прорву красоту и нежность,
Где даже милосердье и любовь
Не пересилят эту безнадежность
Террор, и революцию, и кровь.
Где вечно буераки и окопы,
Где ничего не знаешь наперёд,
Где первая красавица Европы,
Смиренная, в монахини идёт.
И кто б здесь только не искал дорогу,
Свернёт он кверху, прочие забыв.
Куда идти в России, как не к Богу?
Во все другие стороны обрыв.
Не попытаюсь заглянуть
В судьбу свою по снам и звёздам.
Но знаю, что когда-нибудь
Всё будет хорошо и просто.
И я увижу дальний свет,
И дом, и ласточку над сливой.
И я пойму, что горя нет
Есть неуменье быть счастливой.
Запляшут капли по листам.
Меня простят, как я простила.
И все со мною будут там,
Кого бы здесь не совместила.
И слёзы, как дожди, звеня,
Уйдут в поля и водостоки.
И вы любившие меня
Не будете ко мне жестоки.
За разговорами, за чаем,
За тем, что в комнате тепло,
Мы постепенно замечаем,
Что дело к ночи подошло.
А Бог глядит с иконы прямо.
Хотите верьте иль не верьте.
Побудь со мной подольше, мама.
Кто знает, что там после смерти?..
Закон спирали или круга?
И тот ли взгляд, и то ли имя?
И встретим ли мы там друг друга?
И если встретим, то какими?
Не пропадём, не одичаем?
Не в разные пространства ухнем?
И можно ли там выпить чаю
И посидеть вот так на кухне?
Что Бог решит, судьбу итожа,
Не разглядеть за той излукой.
Прости нам маловерье, Боже,
И не наказывай разлукой.
И были девочки смешливые,
Игру на веру принимавшие,
Ещё почти совсем счастливые,
Свой первый круг не отстрадавшие.
И были мальчики постарше их
Лет на шесть или даже более,
Уже немного повидавшие
И не вполне собой довольные.
В глазах у мальчиков насмешливо
Тоска вселенская маячила.
Они казались помудревшими,
И это очень много значило
Для девочек, что состраданием
Измучены, смотрели преданно,
Когда делились с ними знанием
О том, что жизнь уже потеряна.
А мальчики метались тягостно
Искали смысл происходящего.
А девочки встречали радостно
И развлекали ненавязчиво,
Чужой тоски на вкус пригубили,
Отвлечь пытаясь, суесловили,
И отдавали жизнелюбие,
И постепенно обескровели.
А мальчикам опять заманчивой
Казалась жизнь и беды мелочью.
Не пропадали эти мальчики.
А пропадали эти девочки.
И не Разгуляй, и не Арбат,
Мягко освещённые ночами,
Где наперебой и невпопад
Голоса друзей моих звучали,
И не Александровский весной,
Где самозабвенно целовалась...
Дорого то место, где со мной
Ничего подолгу не случалось,
Где другая, блочная Москва,
Школа, не белёная годами,
Где ещё легко звучат слова
О любви, о родине, о маме,
Где не познан и не страшен век,
Просто мы к себе ещё не строги,
Где пятиэтажки влипли в снег
Возле самой Кольцевой дороги.
Виталику
Этот парень, он очень сильный,
И рука у него тверда.
Если мы о чём-то просили
Не отказывал никогда.
И красивые капли пота,
И надёжность ему к лицу.
Если трудной была работа
Помогал моему отцу.
А потом покурит немного,
Выпьет стопку, не закусив,
И своей непутёвой дорогой
Пропадёт со случайным такси.
Сколько брошенных денег и женщин,
Сколько всяких работ и квартир.
Но мы с мамой его отыщем,
Когда рухнет на голову мир.
Будем с нею смотреть исподлобья,
Превращаясь в одно существо,
Как летят снежно бурые комья
Из-под ловкой лопаты его.
Никакая другая сила
Нам не в силах будет помочь,
Потому что сомкнётся могила,
Над которой жена и дочь.
Краски на шторах выцвели,
Комната меньше стала,
Кактусы чудом выжили
Долго не поливала.
Я ли хочу многого?
Мне б защитить спину.
Это моё логово
Я его не кину.
Здесь я была маленькой,
Здесь я была хорошей...
Мама, зачем к валенкам
Нужно всегда галоши?
Туфли твои «лыкированы»
Значит, они из лыка?..
Так всё в душе спрессовано,
Что не издать крика.
И потолки низкие
Давят на фотоснимки
Это мои близкие,
Те, с кем уже в обнимку
Не посидеть вечером,
Не увидаться... покуда...
Мама, ты так доверчива!
Все ещё ждёшь чуда.
Меня не любили поэты
Поэтов любила сама.
Любовью ничьей не воспета,
Я их обходила дома.
Не мучила, ночью не снилась,
Не злилась, практически, нет,
Когда оценить доводилось
Не мне посвящённый сонет.
И ни для кого не обуза,
Беспечно кивнув головой,
Я, словно ничейная муза,
Ночной улетала Москвой.
И где-нибудь вовсе некстати,
На чьих-то несома руках,
Я слушала о сопромате,
Об опытах на червяках.
И рифмы ко мне приходили,
Качаясь на гребне строки...
Меня инженеры любили,
Биологи и моряки!
Мне представилось вдруг,
как ты женщину клеишь на рынке.
Ты торгуешься с ней
за какой-то кусочек грудинки.
А она раскраснелась,
смеётся, почуяв удачу,
Чёрный локон
и говор хохлацкий, а может, казачий.
И она тебе дарит
секреты гречишного мёда,
И она для тебя интересна
как жизнь и природа.
Ты диктуешь ей адрес,
зовёшь нынче вечером в гости.
А она, смяв бумажку в карман, повторяет: «Ой, бросьте!»
Твой крутой интеллект,
рефлексию на сутки унявший,
С ней вполне отдохнёт
с этой Галой, Оксаной, Наташей.
Всё естественно, просто,
и нет никакого цинизма.
Это я загибаюсь
от собственного мазохизма,
Это я далека
от природы, грудинки и мёда,
От случайной любви,
от тебя и, вообще, от народа.
Кого винить тут Фрейда, Канта ли?
За хрупкость вечного сюжета:
Он говорил, что я талантлива
И злился на меня за это.
И утекало в эту трещину
Всё, что людьми в веках воспето.
И он прощал меня как женщину,
Но не простил во мне поэта.
Хоть я не знала большей радости,
Чем на него смотреть, немея.
Он мне прощал любые слабости,
Но не простил, что я сильнее.
И он твердил мне о порочности
Моей, меня убитой сделав.
Он думал есть пределы прочности.
А оказалось нет пределов!
О чём мне плакать в этом марте?
Мне плакать не о чем давно.
Ни жизнь и ни судьба на карте,
А только лёгкое вино.
И день растаял, и вонзился
Весенний луч в весенний лёд.
«Вон кто-то с горочки спустился,
Наверно, милый мой идёт.»
И после жизни, долгой-долгой,
Прошедшей вовсе не со мной,
Откуда он в стогу иголкой
Идёт по улице весной?
О чём мне плакать? Я не плачу,
За счастьем искоса следя.
Идёт бесспорный, как удача,
С неотвратимостью дождя,
С неумолимостью трамвая,
Плота, гонимого рекой...
Хоть я совсем не понимаю
Зачем нарушен мой покой?..
Сыну Юрочке
Заходятся цикады,
Мигают светляки.
И гроздья винограда
Касаются щеки.
И тихий крымский дворик,
И удочка с веслом,
И шутка в разговоре,
И лампа над столом.
Жизнь в этом очертаньи
Прекрасна и легка,
Как шторка при касаньи
Ночного ветерка.
Да что ещё-то в жизни надо?
Ни мор, ни холод, ни война.
Окно увито виноградом,
И видно море из окна!
Как знак Господнего участья
Вперёд ещё на сколько лет?..
Когда бы не было несчастий,
Я б счастья не просила, нет.
А женщина, счастливая такая,
Мне говорит, всезнанием пугая,
Что та берёза, и вон тот мужчина,
И Бог на небе это всё едино.
И я стою, я слушаю, моргая
И ничего кругом не понимая.
Ты для меня не Бог и не берёза,
Ты только жизнь живая... без наркоза.
А женщина твердит, всё духом меря,
Что я ещё не утвердилась в вере,
Когда же станет истина близка мне,
Что Бог во всём в мужчине, в птице, в камне,
То станет всё равно мне совершенно,
Кого любить открыто и блаженно.
...Но пролетая мимо совершенства,
Я выбираю низшее блаженство,
Своей души нисколько не жалея:
Смотреть как ты уходишь вдоль аллеи.
Какой хороший тихий день.
Какая солнечная лень
Во всём и всюду.
Ребёнок роется в песке,
Собака лает вдалеке,
Душа как будто налегке
Готова к чуду.
И важно что жужжит пчела,
Сползает по стволу смола,
Клубника посреди стола
Мерцает влажно,
Что в круге света и тепла
Сгорает прошлое дотла;
А всё, что я пережила,
Не важно.
С тобою утром распрощавшись,
Тиха, как мудрая змея,
Своих сограждан одичавших
Улыбкой раздражаю я.
Я раздражаю их походкой
И тем, что чувствую весну,
И тем, что извиняюсь кротко,
Когда кого-нибудь толкну.
Им это кажется опасным
Когда я взгляды их ловлю,
Они становятся причастны
К тому, что я тебя люблю.
«Катя-Катюша»
Маме
Песня старинная вырвалась в ночь,
Словно пыталась тоску превозмочь:
«Катя-Катюша, купецкая дочь!
С кем ты гуляла вчерашнюю ночь?!»
Где-то у Мурома лодка плыла.
Спали старинные колокола.
Тихо стояли в округе леса,
А над Окой разлились голоса:
«Катя-Катюша, купецкая дочь,
С кем ты гуляла вчерашнюю ночь?!»
Долго была нам гармошка слышна,
В волнах, запутавшись, билась луна.
И показалось, что с песнею вновь
Ожили Вера, Надежда, Любовь,
Словно России возможно помочь,
Песней прорезав глубокую ночь.
Не о тебе, не о себе
Об этой улице пологой.
Она спускается к реке,
И слава Богу.
Зачем ты смотришь так, скажи?
Зачем так грустно?
И на причале ни души
Светло и пусто.
А солнце мне слепит глаза,
В воде играя.
Нам оставаться здесь нельзя
Уйдём из рая,
Где на чело не ляжет тень
Сейчас и присно.
Благославляю этот день
И эту пристань,
Где ни врагов и ни друзей,
Где тишь от веку,
И краеведческий музей
С окном на реку…
Степь затихнет молдаванская...
Век бы воли не видать!
Только пить с тобой шампанское,
Шоколадкой заедать
И смотреть в глаза знобящие,
Руку прислонив к виску,
Зная всё про настоящую,
Неподдельную тоску,
Что от волчьей одинокости
И вселенской нелюбви.
Я смеюсь над всякой глупостью,
Не раздумывай трави,
Разговаривай, рассказывай...
Нам друг друга не спасти
Этой ложной, этой разовой
Передышкою в пути.
И боящийся панически
Много нежности отдать,
Ты умеешь так классически,
Так бесследно пропадать...
Никакая я не странная
Просто судишь по себе.
О тебе молиться стану я
И не только о тебе.
Дай им, Господи, приученным
Души покорять легко,
Избалованным, измученным,
Залетавшим высоко,
Низко падавшим, страдающим,
Как перчатки города
И подруг своих меняющим,
Уходящим навсегда,
Неприкаянным, потасканным,
Дом, любимую, дитя
Всем, с кем я пила шампанское,
Шоколадками хрустя.
Как оставить без ответа
Фразу, брошенную залпом:
«Ты пошла бы на край света,
Если я тебя позвал бы?!»
Как же объяснить, мой милый,
Чтобы не смотрел нахмурясь?
Я туда уже ходила
Постояла и вернулась.
За империю за третию,
Если можешь, помолись.
На античную трагедию
Не потянет наша жизнь.
Там у них слова высокие
И возвышенная страсть.
А у нас снега глубокие,
Чтобы выйти и пропасть.
Хоть вселенскими вопросами
Задаются (прав не прав)
В каждом кабаке философы,
Пьяный в каждой из канав.
Это жизнь, совсем не дикая,
Просто так заведено.
Очередь стоит великая.
Что дают там хлеб? Вино?
Сыр голландский? Кашу манную?
Власть Советам? Кислород?
Господи, небесной манною
Русский накорми народ.
Монолог Елены в осаждённой Трое
(из пьесы «Две жизни Париса»)
Ире Ермаковой
Афродита нет суровей плена.
Я в своих поступках не вольна.
Говорят Прекрасная Елена.
Думают неверная жена.
Мне теперь уже не будет хуже.
Я о снисхожденьи не молю.
Но, поверь, ведь я любила мужа.
Я и до сих пор его люблю.
Невозможно и необъяснимо
Страшное я всё же существо
Но из тех, кто были мной любимы,
Я не разлюбила никого.
Пристально посмотрит Лаодика
Как её упрёк жестокий тих.
Это может показаться дико,
Но во мне любви не на двоих,
Не на шестерых, не на десяток
Я сгорать могла бы вновь и вновь!
Человечий век мой слишком краток,
Чтоб растратить всю мою любовь!
И не Менелая гневной кровью
Подняты ахейские войска,
А моей нерозданой любовью,
Вдруг войной прорвавшейся в века.
Вон они готовясь к бою, встали,
Каждый поднимает по мечу,
Потому что мне любить не дали
Сколько, и кого, и как хочу!
Но когда мы отстрадаем всё же
И когда закончится война,
Обо мне в веках запомнят что же?
Что была неверная жена?
Афродита! Лгунья и актриса,
Сводница, ты ставишь новый риф:
Вижу за плечами у Париса
Возникает юноша Кориф.
За печаль, что не вместить,
И за муки, что не меряем,
Бога хочется простить
И не мстить ему безверием,
Даже если здесь, теперь
Вновь друг друга не обрящем мы.
Изо всех моих потерь
Все потери настоящие.
Но когда с лучом косым
Над пророчеством кукушечным,
Выспавшись, хохочет сын
Всё мне кажется игрушечным.
И уверена вполне,
И не надо подтверждения,
Что отпущено по мне
Моё местонахождение,
Что не грежу наяву,
Убегая от отчаянья,
Что я с теми жизнь живу,
С кем должна не со случайными,
Что на голову мою
Ниспадает небо сивое,
Что мы встретимся в раю
Молодые и красивые!
Он так играет на рояле,
Как будто грезит наяву,
А мне, как в детстве преподали
Искусство, так я и живу
С тремя аккордами в активе.
Под них на кухне всё споёшь.
Но словно мне глаза открыли,
По телу пробегает дрожь…
И всё становится неважно,
И споры сходят на ничью,
Как на кораблике бумажном
Плывёшь по быстрому ручью:
Сначала просто интересно
Жизнь, флейта, дудочка, труба;
Но симфоническим оркестром
Вдруг начинается судьба!
Она вступает там, где нужно
Где океан принять готов
И ты теряешься жемчужиной
В такой гармонии миров.
Она вступает мощно, твёрдо,
Боль настигает, как гроза…
Я не хочу! Мне б трёх аккордов
Вполне хватило за глаза.
Я б не завидовала Анне
Завидовать ей поздновато.
Но! Амедео Модильяни!
Какая звукопись, ребята!
Какая лёгкая походка
Монмартр, кафе, береты, блузы…
Какая редкая находка
Для русской утончённой музы.
Художники, эстеты, франты,
Случайные шальные франки.
Д'Анунцио, Бодлер и Данте,
Цитируемые по пьянке.
Абсент, смеющийся в стакане,
Тоска по солнцу и Тоскане,
Набросок, сделанный в подарок,
Где линии, как нити парок…
И гениальности на грани
Бессмертным отраженьем в Лете
Её лицо в оконной раме,
Его шаги в парижской рани
На всё двадцатое столетье
Ахматова и Модильяни.
Жизнь ничего не украдёт,
Она однажды всё воздаст вам.
И вдруг такая ночь придёт,
Где время сходится с пространством!
Достать до неба и до дна
Ты одинаково готова.
Ты с тем и там, где быть должна.
И нету ничего другого.
И всё срастается в душе,
И всё вокруг тебе послушно,
И на судьбинном вираже
Ты балансируешь воздушно.
И в кухне капает вода,
А в небесах звезда мигает.
И это слово «никогда»
Уже нисколько не пугает.
Жасмин расцвёл и радует глаза
Ещё какие в мире чудеса?
И божия коровка на заборе,
И прочих мелочей прекрасных море,
Которых раньше я не замечала
Несчастная любовь мне омрачала
Весь мир. И задохнуться в ней рискуя,
Я воспевала красоту мужскую
И абрис губ, и контур подбородка…
И я смотрела трепетно и кротко,
Не понимая больше ничего.
Во всех, во всём я видела его.
Но сколько можно? Слёзы и разлука…
Трагедию побарывает скука.
Трагедия становится скучна,
И вот тогда кончается она,
Как будто с глаз спадает пелена.
И вот другая в жизни полоса:
Жасмин расцвёл и радует глаза.
Встанешь где-то посредине
Жизни ночью, в октябре
К лунной припадёшь картине
Сквозь окошко во дворе.
Вспомнишь, сколько всякой боли
Было здесь в твоём дому,
Но не взмолишься доколе,
И не спросишь почему.
Пусть оплачено слезами
Всё, чем дышишь и живёшь,
То, что ты уже сказала,
Не задушишь, не убьёшь.
И спокойно, и сурово
Оттого глядишь в окно.
Не обманет только слово.
Только слово. Лишь оно.
Может, это и не ново
Подводить такой итог:
Не обманет только слово.
Только Слово. То есть Бог.
Елена Исаева.
1. Меж миром и собой. М., 1991.
2. Молодые и красивые. М., 1993.
3. Лишние слёзы. Стихи. М., 1997.
4. Ничейная муза. М., 2000.
5. Стрелочница. М., 2007.
|
|