Поэзия Московского Университета от Ломоносова и до ...

 

 
 
 


Иван Ильин

Иван Александрович Ильин (псевдоним Владимир Николаевич Расстроев)
Русский религиозный философ, ученый-правовед и государствовед
28.III / 9.IV 1883, Москва – 21.XII 1954, Цолликон, близ Цюриха, Швейцария
Окончил юридический факультет Московского университета; приват-доцент по кафедре энциклопедии права и истории философии права Московского университета

      По отцовской и материнской линиям происходил из дворянства. Прадед Иван Ильич Ильин (1764-1832) служил при императоре Павле I коллежским советником, в 1796 ему был пожалован Диплом на дворянское достоинство, вышел в отставку в чине действительного статского советника. Дед философа Иван Иванович Ильин (1799-1865) – военный инженер-строитель, полковник, возводил Большой Кремлевский дворец, затем стал его смотрителем и комендантом, носил дарованный ему императором Александром II титул «Майор от ворот Большого Кремлевского Дворца» (титул угас вместе со смертью деда). В Кремле жила вся семья деда, там же родился и отец Ильина – Александр Иванович, крестным которого был император Александр II.
      Дед по материнской линии, надворный советник Юлиус Швейкерт фон Штадион (1805-1876), родился в семье врача, медицинское образование получил в Лейпцигском университете, в 1832 переселился в Россию, впоследствии был назначен врачом при Московском воспитательном доме, позже стал главным врачом Императорского Вдовьего Дома Московского Опекунского Совета.
      Отец философа Александр Иванович Ильин (1851-1921) – губернский секретарь, присяжный поверенный Округа Московской судебной палаты, с 1885 – владелец имения «Большие Поляны» в Рязанской губернии; последователь учения Л.Н.Толстого. Мать Каролина Луиза Швейкерт (1858-1942), лютеранка по рождению, приняла православие после венчания с Александром Ивановичем в 1880 в Христорождественской церкви села Быково Бронницкого уезда Московской губернии и стала Екатериной Юльевной Ильиной. Она родила пятерых сыновей, третьим из них был Иван. В 1901 он окончил с золотой медалью 1-ю Московскую классическую гимназию и поступил на юридический факультет Московского университета, где получил фундаментальную подготовку по праву; здесь же у него сложился глубокий интерес к философии, его научным руководителем стал известный правовед профессор Павел Иванович Новгородцев. В 1906 Ильин окончил университет и был оставлен в нем для приготовления к профессорскому званию.
      В 1906 молодой выпускник университета венчался с выпускницей Высших женских курсов Наталией Вокач (1882-1956), дочерью Николая Антоновича Вокача (1857-1905) и Марии Андреевны Муромцевой (1856-?), происходивших из старинных дворянских родов. Научные интересы Наталии Николаевны лежали в области философии, искусствоведения, истории.
      В 1909 Ильин сдал экзамены на степень магистра государственного права и был утвержден в звании приват-доцента по кафедре энциклопедии права и истории философии права Московского университета, в 1910 стал членом Московского психологического общества, в журнале «Вопросы философии и психологии» вышла его первая научная работа «Понятие права и силы». В конце того же года Иван Александрович уехал вместе с женой в научную командировку и провел в Германии, Италии и Франции два года. Он работал в университетах Гейдельберга, Фрейбурга, Геттингена, Берлина и Парижа, где встречался с выдающимися философами того времени – Иеллинеком, Риккертом, Гуссерлем, Нельсоном, Зиммелем – и где проводил свои изыскания и исследования философии Гегеля. По возвращении приват-доцент Ильин преподавал в университете и в других высших учебных заведениях Москвы, был знаменит своими лекциями, интересными семинарами и серьезной научной деятельностью.
      Февральскую революцию Ильин воспринял как «временный беспорядок» и пытался всеми своими силами помочь России выйти из этого состояния. Именно в это время из кабинетного ученого он превращается в активного политика, борца и идеолога правого дела. За связь с организатором Белого движения на юге России генералом Алексеевым он трижды арестовывался в 1918, был судим Революционным трибуналом, но по счастливой случайности «оправдан за недостаточностью улик». Научная общественность Москвы, предлагая себя в качестве заложников (студенты, младшие преподаватели, профессора), встала тогда на сторону Ильина, и ЧК вынуждена была освободить его на время защиты диссертации 19 мая 1918. Оппонентами были П. И. Новгородцев и кн. Е. Н. Трубецкой. Диссертация на тему «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» была в профессиональном и научном плане столь безукоризненной, а речь диссертанта «Философия и жизнь» была столь блестящей, что Ильину были присуждены единогласно сразу две степени – магистра и доктора государственных наук степени – и вскоре он стал профессором Московского университета. Тогда и до сих пор этот научный труд признается специалистами как «лучший в мире комментарий философии Гегеля».
      В последний, шестой, раз он был арестован в сентябре 1922. Ильину было предъявлено обвинение в том, что «он не прекращал своей антисоветской деятельности, причем в момент внешних затруднений для РСФСР свою контрреволюционную деятельность усиливал». По постановлению Коллегии ГПУ (судебной) Ильин был приговорен к высылке за границу. На пароходе «Oberburgermeister Hacken» он и его жена вместе с большой группой высылаемых большевиками философов, ученых и литераторов 26 сентября 1922 отбыли в Германию.
      Прожитые в Совдепии годы были для Ильина тяжелыми, но творчески плодотворными. Он продолжал преподавать: в Московском университете, в Университете им. Шанявского и других высших учебных заведениях Москвы, написал книгу «Учение о правосознании», стал председателем Московского Психологического общества, продолжал публичные выступления (хотя с 1919 не печатался в газетах), начал читать курс «Философия религии», который явился началом его капитального исследования «Аксиомы религиозного опыта» (в двух томах). Но главное, Ильин воочию наблюдал практический опыт большевиков и их эксперимент над Россией, что позволило ему сделать серьезные выводы еще в России о причинах совершившейся трагедии, отразившиеся в его публичной речи «О патриотизме», произнесенной в феврале 1918 в Москве в публичном собрании Общества младших преподавателей Московского университета (в Большой физической аудитории), в речи «Духовная культура и ее национальные вожди», произнесенной в Москве 6 марта 1921 и в речи «Основные задачи правоведения в России», которую он произнес весной 1922 на заседании Юридического общества в Москве, а также в своих последующих эмигрантских работах «Родина и мы», «Очерки внутренней России. Об оставшихся», «Русская академическая традиция».
      По приезде в Берлин Ильин активно включился в жизнь русских эмигрантов, преподавал и одно время был деканом Русского научного института. В эмиграции Иван Александрович начал бурную деятельность в самых различных направлениях. Его творчество и публичная общественная деятельность многогранны и разнообразны, и вместе с тем они цельны и взаимоувязаны. Приведем только основные темы его исследований: философия как духовное делание, учение о правосознании, монархическая идея и «непредрешение», отчуждение частной собственности и его мировое значение, причины русской революции, кризис безбожия.
      После прихода к власти Гитлера Ильин был уволен из Русского научного института за отказ преподавать в соответствиями с требованиями нацистов и после нескольких вызовов на допросы в гестапо в 1938 бежал из Германии в Швейцарию, где при материальной поддержке С.В.Рахманинова (4000 шв. франков залога) получил вид на жительство в г. Цолликон, пригороде Цюриха (правда, на унизительных условиях: без права на работу и политическую деятельность, но с разрешением читать лекции на чисто философские и литературные темы).
      Именно здесь философ разработал проблему основ христианской культуры. Ильин написал и читал цикл лекций «Сущность и своеобразие русской культуры», в которых Россия предстает как предмет философии, причем главнейший для Ильина, которому он отдаст всю свою оставшуюся жизнь; эта тема продолжилась в следующих лекциях: «Покой и радость в православном мировоззрении», «Русская душа в своих сказках и легендах», «Русское восприятие искусства и художественного совершенства», «Свобода духа в России. Простецы по природе и юродивые во Христе», «Древнерусское искусство (зодчество и фрески)», «Киев – древнейшая столица Руси», «О вечно-женственном и вечно-мужественном в русской душе», «Современная художественная литература», «Александр Пушкин как путеводная звезда русской культуры», «Гоголь – великий русский сатирик, романтик, философ жизни», «Достоевский как человек и характер», «Достоевский как художник», «Достоевский как публицист», «Образ Идиота у Достоевского», «Николай Ставрогин (Достоевский. “Бесы”)», «Лев Толстой как истолкователь русской души (“Война и мир”)», «Лев Толстой – художник и человек», «Николай Метнер – композитор и провидец (Романтизм и классицизм в современной русской музыке)». Если добавить к этому русскую брошюру «Пророческое призвание Пушкина» (1937), русские лекции «“Моцарт и Сальери” Пушкина» (1941), «Пушкин в жизни» (1949), «Художественное призвание Шаляпина» (1940), «Творчество Шмелева» и «Художество Шмелева» (1933), «Творчество Мережковского» (1934), «Музыка Метнера» (1929), «О музыке Метнера» (1932) и «Музыка и слово» (1934), то перед нами вырисовывается широчайшая панорама творческого русского духа.
      Эстетическая установка Ильина была вне так называемого Серебряного века и имела другой источник. Для него «красота» не была ее центральным пунктом или единственным предметом. Во главу угла он ставит художество, процесс рождения и воплощения эстетического образа, а на вершину – художественное совершенство, которое внешне может быть и лишено «красоты». Искусство для него – «служение и радость». А художник – «про-рицатель», он не творит из ничего, а творчески созерцает духовное, невидимое и находит ему точное словесное (или любое другое, в зависимости от вида искусства) выражение; художник есть сочетание гения (духовно созерцающего) и таланта (одаренного исполнителя). Ильин написал две монографии по эстетике: «Основы художества. О совершенном в искусстве» (1937) и «О тьме и просветлении. Книга художественной критики. Бунин – Ремизов – Шмелев» (1939).
      В 1939-1947 Ильин писал статьи на немецком языке для различных швейцарских газет на темы войны и о происходящих в Европе, России и мире событиях, о послевоенном мире.
      Вершиной философско-художественной прозы Ильина стала трехтомная серия книг, связанных единым внутренним содержанием и замыслом, на немецком языке: 1. «Ich schaue ins Leben. Ein Buch der Besinnung» ('Я всматриваюсь в жизнь. Книга раздумий'), 2. «Das verschollene Herz. Ein Buch stiller Betrachtungen» ('Замирающее сердце. Книга тихих созерцаний'), 3. «Blick in die Ferne. Ein Buch der Einsichten und der Hoffnungen» ('Взгляд в даль. Книга размышлений и упований'). Не совсем адекватные, или даже совсем неадекватные названия дает Ильин русским вариантам этих книг: 1. «Огни жизни. Книга утешений», 2. «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний», 3. «О грядущей русской культуре. Книга заданий и надежд». В 1947 он закончил вторую из них, в 1948 писал и готовил третью, но издателя не нашел, и «Поющее сердце» было впервые издано его женой после смерти философа только в 1958. Сам Ильин об этой книге писал так:
 
      Она посвящена не богословию, а тихому философическому Бого-хвалению. Так и называется в подзаголовке: «Книга тихих созерцаний». Это есть часть написанного мною за эти два года по-немецки «книжного триптиха». 1.
«О человеческой жизни», 2. «Поющее сердце», 3. «О грядущей культуре». Этим триптихом я пытаюсь заткать ткань новой философии, насквозь христианской по духу и стилю, но совершенно свободной от псевдофилософского «богословствования» наподобие Бердяева-Булгакова-Карсавина и прочих дилетантствующих ересиархов... Это философия простая, тихая, доступная каждому, рожденная главным органом Православного Христианства созерцающим сердцем, но не подчеркивающая на каждом шагу своей «школы». Евангельская совесть вот ее источник. Кто ее почувствует и примет, тот сам пойдет в Православие. Это, если угодно, подготовительная проповедь «на паперти».

      Главный труд Ильина, над которым он работал более 30 лет и который смог издать еще при жизни в двух томах, – «Аксиомы религиозного опыта. Исследование» (Т. 1, 310 с.; Т. 2, 307 с. Париж, 1953).
Всю свою жизнь Ильин болел часто и многими болезнями, к которым относился с христианским мужеством и считал их Перстом Божиим. 21 декабря 1954 года Иван Александрович умер в больнице мгновенной и легкой смертью. На его могиле в Цолликоне был установлен красивый надгробный памятник с философской эпитафией, составленной им самим:
 
Alles empfunden
So viel gelitten
In Liebe geschauet
Manches verschuldet
Und wenig verstanden
            Danke Dir, ewige Gute!
('Много прочувствовано / Так много выстрадано / В любви узрено / Немало прегрешений / И мало понято / Спасибо Тебе, Вечная Доброта!')

      После кончины философа его вдова Наталия Николаевна вместе с его добрыми друзьями и учениками сделала все, чтобы сохранить архив мужа. В 1966 он был перевезен в США в отдел редких книг и рукописей университета штата Мичиган.
      В 2005 состоялась выдающаяся историческая акция – произошло перезахоронение останков Ильина и его супруги в некрополь Донского монастыря в Москве. В 2006 была осуществлена воля философа – его архив поступил на вечное хранение в Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова.
      Со студенческих лет и до конца жизни Ильин писал стихи, но не считал себя поэтом (пародируя себя под вымышленным именем в «Стихотворениях поэта и профессора Владимира Николаевича Расстроева», 1932, Берлин, он писал: «Еще стихи я сочиняю / Они легки как пируэт... / Мне все завидуют (я знаю!) / И говорят – я не поэт.») и, за исключением двух-трех небольших стихотворений, никогда и нигде их не публиковал. Тем не менее, в его архиве имеется солидная подборка рукописных – как чистовиков, так и черновиков – стихотворений, поэм, эпиграмм, шуточных поэтических вещиц и мистификаторских «копий» собственноручно сделанных им якобы «чужих» произведений, в которых описывается и сам философ. Ильин действительно не был поэтом в собственном смысле этого слова (творцом красоты, мастером поэтических форм и открывателем новых направлений, поэтическим пророком и творцом эпических или трагических, или глубоко лирических шедевров, коих в истории не так много и было: настоящая поэзия – редкостный дар Божий), не был он и поэтом-сочинителем, коих в мире было много, и для них поэзия стала ремеслом. Но он прекрасно разбирался в поэзии, был строг в своих предпочтениях, а сам был поэтом в душе (его «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний» – шедевр поэтической философской прозы) и поэтом-импровизатором, немедленно откликавшимся своими экспромтами на происходившие события и их участников. Напряженная творческая деятельность требовала передышки, смены ритма, отдохновения, и тогда философ с азартом предавался стихосложению.
      Его первое стихотворение (в прозе) «Вечное» было написано в 1905 в стенах родного Московского университета. С 1915 началась его переписка с композитором Н.К.Метнером, а с 1927 – с писателем И.С.Шмелевым (тоже выпускником юридического факультета Московского университета), в которой они от души обменивались поэтическими шаржами, мистификациями, юморесками, ироническими и саркастическими стихами, представляющими огромную ценность в качестве источника сведений о малоизвестных событиях нашей недавней истории, как в самой России, так и в России зарубежной, содержащего редкостные характеристики исторических персоналий, нещадную критику многочисленных ложных идей XX века, деликатных вопросов церковной, государственной, партийной и общественной жизни, подробностей жизни и самого Ильина, не оставившего своего жизнеописания, так как он не считал это важнее, например, своей главной творческой темы «О грядущей России».
      Ниже приводятся отрывки из двух ранее не издававшихся поэтических вещей И.А.Ильина: стихотворения в прозе «Вечное» (апрель-май 1905, Москва) и юмористической поэмы «Наше жилище, или Быт и Бытие изгнанников», первоначально, в черновике, называемой автором «Моя квартира» (февраль-апрель 1939, Цолликон); целиком эти произведения впервые публикуются в кн. 5 многотомника «Поэзия Московского университета…» (М., 2010).

Ю.Т.Лисица

Основные источники: [Ильин 1993-2008; Лисица Ю. 1997; Лисица Ю., Лисица О. 2005].