Поэзия Московского Университета от Ломоносова и до ...

 

 
 
 


Виктор Гофман

Виктор (Виктор-Бальтазар-Эмиль) Викторович Гофман
Поэт, прозаик, критик, переводчик
14/26.V 1884, Москва – 31.VII / 13.VIII 1911, Париж
Окончил юридический факультет Московского университета

      Первый ребенок в семье мебельного фабриканта и декоратора, австрийского подданного, Виктора Францевича Гофмана, Виктор Гофман с детства был окружен любовью и вниманием. Он рос задумчивым, тихим ребенком, предпочитавшим чтение и музыку шумным играм. Любил играть с младшими сестрами. Первое стихотворение, написанное им в возрасте шести-семи лет – о больной кукле («Больное дитя»). Обучение его проходило дома до одиннадцати лет. Далее он поступает в Московское реальное училище, из которого во втором классе переходит в 3-ю московскую гимназию, так как хочет изучать древние языки, чтобы читать в оригинале греческих и латинских авторов. По воспоминаниям учившегося на год младше Владислава Ходасевича, в то время в гимназии был целый ряд преподавателей с широкой эрудицией, поддерживавших творческую атмосферу. Особенно близок Виктору Гофману становится преподаватель немецкого языка Георг Бахман, сам писавший стихи на немецком и немного на русском языке. Гофман бывает у него дома, переводит его стихи, позднее – посвятит ему несколько своих произведений. Ходасевич познакомился с Виктором Гофманом, когда учился в шестом классе. Их сблизили литературные интересы.

  Из воспоминаний Владислава Ходасевича:
      <…> часы больших перемен мы, встречаясь, посвящали разговорам о поэзии. Гофман уже печатался в ряде детских журналов и в «Русском Листке». К его словам и суждениям я очень прислушивался. Он читал мне свои стихи.
      Помню, сидит он на углу парты. Откинутая назад голова слегка втянута в плечи. Нога закинута на ногу, и резко очерчено острое колено. <…> Весь он легкий, худой. Курчавые волосы, немного прищуренные глаза и всегда немного дрожащее на носу пенсне в роговой оправе. Тихим, чуть-чуть срывчатым, с ясно слышными носовыми звуками голосом он читает стихи. Читает уже нараспев, как все модернистские поэты, перед которыми оба мы преклоняемся <…>
      <…> В те дни Бальмонт писал «Будем как Солнце», Брюсов – «Urbi et orbi». Мы читали и перечитывали всеми правдами и неправдами раздобытые корректуры скорпионовских «Северных Цветов». Вот – впервые оттиснутый «Художник-Дьявол», вот «Хочу быть дерзким», которому еще только предстоит сделаться пресловутым, вот «Восхваление Луны», подписанное псевдонимом: Лионель. Но мы уже знаем: это он, сам Бальмонт.
      Читали украдкой и дрожали от радости. Еще бы! Весна, солнце светит, так мало лет нам обоим, – а в этих стихах целое откровение. Ведь это же бесконечно ново, прекрасно, необычайно... Какие счастливые дали открываются перед нами, какие надежды! И иногда от восторга чуть не комок подступает к горлу.
      И вот однажды Гофман, изо всех сил стараясь скрыть сознание своего превосходства, говорит мне как будто небрежно: «Я познакомился с Брюсовым». Ах, счастливец! Когда же я буду разговаривать с Брюсовым?..

      В 1903 Гофман, ученик восьмого класса, бывает на «средах» Валерия Брюсова, знакомится с Константином Бальмонтом. Его стихи печатаются в «Северных цветах» и альманахе «Гриф».
      Окончив с золотой медалью гимназию, Гофман поступает на юридический факультет Московского университета. Материальное положение семьи ухудшается, и ему приходится давать уроки. С 1905, будучи студентом, он начинает работать в газетах – в «Русском листке», «Русском голосе», «Свободном труде», «Деле и отдыхе», «Москвиче». Пишет статьи на самые разные темы: от выставок и театральных постановок до общественно-политических событий. В этом же году он принимает участие в создании журнала «Искусство», выполняет обязанности секретаря.
      В 1905 выходит первый сборник стихотворений Виктора Гофмана «Книга вступлений. Лирика. 1902-1904».

  Из воспоминаний Владислава Ходасевича:
      <…> первая книга его была встречена критикой разногласно, но в общем сочувственно. В числе положительных качеств ее отмечались, главным образом, внутреннее изящество и напевность стиха, в числе отрицательных – сильное влияние Бальмонта. Дарование Гофмана признавалось, кажется, всеми, – но признавалось и то, что ему надо еще много приложить усилий, чтобы достойно использовать это дарование.
      Все это сознавал и сам Гофман; у него была прекрасная черта – строгость к себе. Знал он, что надо работать серьезно и много; было в его отношении к подвигу писателя глубокое целомудрие.

      До окончания университета в 1909 году Гофману приходится учиться, работать и писать одновременно. В 1909 он переезжает в Петербург с намерением всецело посвятить себя творчеству. Но журналистская деятельность по-прежнему отнимает много сил. Он сотрудничает в газетах «Речь», «Слово», работает секретарем, а позднее – помощником редактора в «Новом журнале для всех». Работает над прозой и переводами, в том числе Ги де Мопассана и Генриха Манна, которого пропагандирует как крупнейшего мастера психологического романа.
      В Петербурге выходит второй сборник стихотворений Виктора Гофмана «Искус» (на титуле – 1910 г.).
      Но петербургская жизнь не оправдала надежд Виктора Гофмана. В апреле 1910 он приезжает ненадолго в Москву. Тогда же состоялась его последняя встреча с Ходасевичем.

  Из воспоминаний Владислава Ходасевича:
      Говорил он и мне, что решил навсегда перестать писать стихи, что теперь очень много и тщательно работает над прозой. Когда я спросил, как живется ему в Петербурге, он пожал плечами, сказал, что «живется ничего», и явно постарался переменить разговор. Приметно в нем было желание казаться очень спокойным, уравновешенным и то, что осуществление этого желания достается ему недешево. Как-то особенно сосредоточенно потирал он руки (его привычный жест), и чувствовалось, что он напряженно следит за самим собой, старается, чтобы что-то, томящее его, не прорывалось наружу.

      Весной 1911 Гофман едет за границу – Гельсингфорс, Стокгольм, Гетеборг, Антверпен, Брюссель, Париж. Он много работает над прозой, статьями о Стендале и поэзии Бунина.
      Париж очаровывает его:

        Он грязный, тесный, душный, этот Париж, но сумасшедше-веселый. Все охвачено каким-то неудержимым весельем, драгоценным легкомыслием, которого не знаем мы. На улицах играют, поют, танцуют, на улицах целуются и любят... Сегодня 14 июля, республиканский праздник. Вчера поэтому вместе со всем Парижем я не спал почти всю ночь.

      Он встречается с русскими писателями, бывшими в то время в Париже, занимается спортом, стрельбой из револьвера. Но нервное истощение и крайнее утомление дают себя знать. Без всяких видимых причин Виктор Гофман кончает жизнь самоубийством 31 июля (13 августа по новому стилю). Он похоронен в Париже на кладбище Банье (Bagneux).
      В том же 1911, после смерти Гофмана, выйдет сборник его рассказов и миниатюр «Любовь к далекой». В юбилейном альманахе «Гриф» в 1914 напечатают два его не опубликованных ранее стихотворения. В 1917 выйдет собрание сочинений Виктора Гофмана в двух томах под редакцией Валерия Брюсова.

  Из некролога, написанного Николаем Гумилевым:
      <…> самым ценным литературным наследством после него остались две книги стихов: «Книга Вступлений» и «Искус». Первая особенно имела успех в литературных кругах. Почти невиданная вещь – она сразу выдвинула покойного поэта и заставила считаться с ним, как с несомненной величиной. Свободный и певучий стих, страстное любование красотой жизни и мечты, смелость приемов и пышное разнообразие образов, им впервые намеченных и впоследствии вошедших в поэзию, – вот отличительные черты этой книги.
      Во второй книге эти достоинства сменяются более веским и упругим стихом, большей сосредоточенностью и отчетливостью мысли.
      Этими двумя книгами, несмотря на раннюю кончину, В.В.Гофман обеспечил себе почетное место среди поэтов второй стадии русского модернизма.

М.И.Воронцова

Основные источники: [РП:1800, т. 1; Айхенвальд 1913; Брюсов 1917; Гумилев 1990; Ходасевич 1917]


ЛИТЕРАТУРА:

Айхенвальд 1913 – Ю.Айхенвальд. В.Гофман // Силуэты русских писателей,
      вып. 3, 2-е изд. М.: издание «Научного слова», 1913.
Брюсов 1917 – В.Я.Брюсов. Мои воспоминания о Викторе Гофмане // Гофман Виктор.
       Собрание сочинений. Т. 1. М.: Издание Пашуканиса, 1917.
Гофман Л. 1917 – Л.В.Гофман. Биография Виктора Гофмана //
      Гофман Виктор. Собрание сочинений. Т. 1. М.: Издание Пашуканиса, 1917.
Гумилев 1990 – Н.С.Гумилев. Письма о русской поэзии. М.: Современник, 1990.
А.В.Лавров. Гофман. Биографический очерк // Русские писатели. 1800-1917. Биографический словарь.
       Тт. 1-5. М.: Научное изд. «Большая российская энциклопедия», ИМЛИ РАН, 1989-2007.
Ходасевич 1917 – В.Ф.Ходасевич. Виктор Викторович Гофман (Биографический очерк) //
       Виктор Гофман. Собрание сочинений. Т. 1. М.: Издание Пашуканиса, 1917.