Александр Герцен Александр Иванович Герцен Революционер, писатель 25.III / 6.IV 1812, Москва 9/21. 1870, Париж Окончил физико-математическое отделение Московского университета Матерью Герцена была уроженка Штутгарта Генриетта Луиза Гааг (1795-1851). Ее отец, мелкий служащий, умер в 1805, и семья, вдова и трое детей, осталась почти без средств. В 1811 юная девушка покинула Германию, чтобы навсегда поселиться в доме богатого русского помещика Ивана Алексеевича Яковлева, незаконным сыном которого считается Герцен. Получив прекрасное домашнее образование, Герцен в 1829 поступил на физико-математическое отделение Московского университета, которое окончил в 1833 с серебряной медалью и степенью кандидата. Красочное описание университетских лет из "Былого и дум" приводится ниже; добавим к нему лишь несколько частностей. Так, сохранились и были опубликованы в [Герцен 1915, т. I, № 13, 14] два его прошения (август 1829) в Кремлевскую экспедицию, служащим которой он числился: о выдаче свидетельства для поступления в университет и о дозволении учиться "в свободное от службы время" ("Имея желание заниматься, в свободное время от службы моей, слушанием публичных лекций Господ Профессоров Физико-Математического отделения <...>"). В студенческие годы Герцен был сначала "учеником", а потом и членом Московского общества испытателей природы, написал статью "О месте человека в природе". 21 июля 1834 вслед за своим ближайшим другом Н. П. Огаревым Герцен был арестован за сочувствие сенсимонизму и отправлен в ссылку, в которой пробыл несколько лет, Пермь, Вятка, Владимир. Уже во время следствия, в Крутицких казармах, он много писал рассказ "Первая встреча", повесть "Легенда" и т. д. 8 мая 1838, тайно покинув Владимир, он похитил свою невесту Наталью Александровну Захарьину и на следующий день обвенчался с ней в Казанской церкви Владимира. Другим важным событием той поры была дружба с мистически настроенным художником и архитектором А. Л. Витбергом, автором грандиозного проекта храма-памятника в честь Отечественной войны 1812 года на Воробьевых горах. В 1839 политический надзор с Герцена был снят и он получил возможность жить в столицах. Однако уже в 1841 его ожидала новая ссылка за "распространение необоснованных слухов" (резкий отзыв о полиции в письме к отцу). Он был отправлен в Новгород, где служил советником губернского правления. В 1842 Герцен вышел в отставку и смог вернуться в Москву, где погрузился в литературную деятельность. Работал над прозой: "Кто виноват?", "Сорока-воровка", "Записки доктора Крупова" и др. Продолжали интересовать его и научные проблемы: в 184243 он написал первый цикл статей, "Дилетантизм в науке" (опубликован в "Отечественных записках"), в 184446 второй цикл, "Письма об изучении природы". В ноябре 1846 с Герцена был вторично снят политический надзор, и уже в следующем году он уехал за границу. После продолжительного путешествия по европейским странам семья обосновалась в Ницце. Там Герцена ждали страшные удары: в ноябре 1851 в кораблекрушении погибли его мать и сын Николай, в мае 1852 умерла горячо любимая жена вместе с новорожденным сыном. Переехав в Лондон, он основал Вольную русскую типографию; с 1855 начала выходить "Полярная звезда", с 1857 "Колокол" (издавался до 1867). В начале 1860-х вместе с Огаревым Герцен создал тайное общество "Земля и воля", которое вскоре, в 1862, распространилось и в России. Сам Герцен, разочаровавшись в революционной молодежи, в 1865 переехал в Женеву, а в 1869 в Париж, где и скончался в начале 1870 от воспаления легких. Вклад Герцена в создание в России революционной ситуации большевики оценивали очень высоко. Широко известна цитата из В. И. Ленина: "Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию. Ее подхватили, расширили, укрепили, закалили революционеры-разночинцы, начиная с Чернышевского и кончая героями "Народной воли". Однако путь Герцена к революционно-демократическим убеждениям был далеко не прям, и одно из свидетельств этому его стихотворные опыты. Плодовитый прозаик и публицист, он обратился к поэзии лишь однажды, в 1838 во Владимире, написав нерифмованным пятистопным ямбом две драматические вещи "Лициний" (сцены из римской жизни эпохи Нерона) и "Вильям Пен" (сцены из эпохи квакерства в Англии). Вот что он пишет об этих произведениях в главе XVI "Былого и дум" [Герцен 1947, с. 154]:
Причины, по которым Герцен не обращался более к поэзии, крылись не только в жесткой оценке его первых опытов Белинским. Еще в процессе работы над сценами он не был доволен ими; в рукописи перед текстом "Вильяма Пена" он записал:
|
|