[...]
     И так отдавая преимущество образцам, не надобно думать что можно миновать правила.
     Есть непременно и должно быть искусство писать. Это искусство не может существовать, поддержать себя без природного дарования; но оно может не доставать дарованию. Доказательством сему послужат многие писатели родившиеся с самыми счастливыми расположениями к стихотворству, и которые однако ж никогда не знали искуства писать стихи – таковы бесспорно были Кн. Кантемир и Тредьяковский. У обоих было довольно Поэтического ума, довольно энтузиазма, охоты, однако ж полвека проходит как они осуждены совершенно не иметь читателей.
     Не надобно искушаться некоторыми образцовыми людьми которые выходя за пределы правил, покорили удивление потомства и которым природа уступила все свои красоты. Феномены cии не столько бы были поражающи, когда бы мы пристальнее рассмотрели содействовавшие им светила. Сколько поэтов которых мы не знаем писали прежде нежели Гомер воспел свою Илиаду? Сколько Ораторов и Риторов сошло с кафедры до времён Демосфена, Цицерона? – Софисты указывают на Милтона, Данта, Шекспира; говорят, эти люди умели прославиться не знавши правил, отвергнувши все уроки школы. Несправедливо; никто больше не читал древних как эти люди: никто, в самом своеволии духа, не показал в творениях своих такого высокого чувствования изящности; а правило не есть ли это самое чувствование приведённое в метод?
     Бывают на все случаи выключения.
     Можно разорвать оковы правил – и ошибаться счастливо. Генерал иногда отступает от всех законоположений тактики и выигрывает сражение: Автор забывает уроки школы и торжествует в нашем удивлении, обольщает наши чувства. Однако ж, никто не скажет чтобы не было правил тактики для Генерала, и науки стихотворства для поэта? [...]


Корифей или Ключ литературы, ч. 1. СПб., 1802.