Тихон Чурилин
Тихон Васильевич Чурилин
5/17.V 1885, Лебедянь Тамбовской губ. 28.II 1946, Москва Прозаик, драматург, литературный критик, поэт Учился на медицинском и историко-филологическом факультетах Московского университета О Тихоне Чурилине даже специалисты по литературе Серебряного века знают по большей части лишь то, что это был поэт, которого Марина Цветаева считала гениальным и называла своим учителем. Что же еще входит в расхожий набор «знаний» о поэте Тихоне Чурилине? Пожалуй, то, что, по воспоминаниям Лили Брик, его стихотворение «Конец Кикапу» любил скандировать Маяковский. Между тем Тихон Чурилин один из значительных поэтов первой половины ХХ века. Тихон Васильевич Чурилин родился 5 (17) мая 1885 в г. Лебедянь Тамбовской (ныне Липецкой) области. О своей матери Чурилин сообщает следующее: «Мать Александра Васильевна Ламакина, купеческая дочь г. Ефремова, Тульской губ. дала особое чувство (чувствительность) к музыке и ритму, слову (музыкальный абсолютный слух, любовь к чтению с 4 лет)». Далее он пишет об отце и отчиме: «Отец еврей, провизор, наделил большой физической сопротивляемостью и стойкостью. Был усыновлен, как родившийся под его кровом, Лебедянским купцом Василием Ивановичем Чурилиным, мужем матери». «Читать с 4-х лет, писать с 7-ми лет, влюбляться с 3-х лет. Гимназия: с 9-ти лет. Любимое в ней: книги, русский язык, потом рисование», сообщал поэт о себе. Эта же архивная единица хранения дает нам много другой интересной информации. Мы узнаем, что с 9-ти лет маленький Тихон прислуживал в церкви, в 13 лет впервые познал женщину, в 17 лет получил первую политическую ориентировку («социалисты-революционеры, Каляев, Спиридонова, Савинков, Шлиссельбуржцы, Народная воля»). Затем Чурилин знакомит нас со своими литературными пристрастиями: «Дюма, Андерсен, Пушкин (проза), Лермонтов (стихи), Золя, Достоевский, де Фог, Чехов, Гончаров, Гоголь, Лесков». Учился Тихон «сначала в пансионе Довгань, в Лебедяни, затем в местной прогимназии». Неизвестно в точности, окончил ли Чурилин гимназический курс, поскольку сам он «путается в показаниях», давая противоречивую информацию в мемуарах и автобиографиях. Так или иначе, в 1904, поссорившись с отчимом, Тихон покидает Лебедянь. Сначала он едет в Саратов, где живет около года, после чего перебирается в Москву. В сентябре 1907 Чурилин поступает вольнослушателем на экономическое отделение Московского коммерческого института. По его собственному утверждению, в 19051906 он успел поучиться и в Московском университете: сначала на медицинском, а потом на историко-филологическом факультетах. До настоящего времени документальных свидетельств, подтверждающих факт обучения Тихона Чурилина в Московском университете, обнаружить в архивах не удалось. Но сам поэт свидетельствовал: «Москва. Университет. Медиц<инский>, филолог<ический> [Биографо-Производственная анкета Т.В.Чурилина (Тихона Тицнера) // РГАЛИ, ф. 1222, оп. 1, ед. хр. 4, л. 2]. «Учился: <…> в Московском Коммерческом институте (экономист) и Московском Университете (сначала на медицинском, затем на филологическом факул<ьтет>ах» [Автобиографическая справка // РГАЛИ, ф. 1222, оп. 2, ед. хр. 1, л. 1]. Первые свои корреспонденции Тихон напечатал в 1897 в губернских «Ведомостях» Тамбова. Первые стихи написал в 1904. В это же время он впервые женился. О его избраннице известно лишь то, что ее звали Зоя и ей была посвящена поэма Чурилина «Кроткий катарсис» («Альманах муз», 1916, с. 183). Первая поэтическая публикация состоялась в 1908 в выпусках «Ежемесячных литературных и популярных приложений» к журналу «Нива». В 1908, опасаясь преследований царской полиции, Чурилин уезжает в Европу. Вскоре после возвращения он попадает в московскую Преображенскую больницу с диагнозом «мания преследования». В 191213, после выхода из больницы, Чурилин, возобновляя старые знакомства, отправляет свои рукописи А.Блоку и В.Брюсову, знакомится с авангардными художниками и поэтами: М.Ларионовым, Н.Гончаровой, А.Крученых, В.Хлебниковым. В 1915 в издательстве «Альциона» выходит его первая поэтическая книга «Весна после смерти» (с гравюрами Н.Гончаровой). Книгу заметили. Появились рецензии В.Ходасевича, Б.Садовского, С.Вермеля и др. Но автору показалось, что только Николай Гумилев нашел самые нужные и точные слова. Гумилев писал, что Чурилин «связан с Андреем Белым и отдаленнее с кубо-футуристами <…>. Тема его это человек, вплотную подошедший к сумасшествию, иногда даже сумасшедший <…> в его стихах есть строгая логика безумия и подлинно бредовые образы». В материальном и бытовом отношениях в жизни поэта мало что изменилось. Как и прежде, до больницы, после выхода книги он продолжает нуждаться, скитается, не имея собственного угла, ночует, где придется, болеет туберкулезом. Но это время было для Чурилина весьма насыщенным в творческом плане. В 1916 он публикует свои произведения (стихи, фрагменты прозы, поэтические переводы с татарского языка) в «Гюлистане», «Московских мастерах», «Альманахе муз» и других изданиях. В мае 1916 Чурилин уезжает в Крым. Здесь он встречает свою будущую жену Брониславу Иосифовну Корвин-Каменскую. Хранящаяся в архиве «Книжка на получение обмундирования и жалования солдата 12 роты, 2 взвода, 1 отделения Чурилина Т.В.» дает указание на то, что, видимо, именно в Крыму Чурилин был мобилизован в армию, где служил всего несколько месяцев, до октября. Осенью 1917 в Евпатории, на «Вечере стихов и прозы», устроенном в здании женской прогимназии, Чурилин выступает с чтением своих стихов, текстов В.Каменского, В.Хлебникова, Д.Бурлюка, Н.Асеева, С.Парнок, М.Кузмина, О.Мандельштама, Б.Лившица, И.Северянина и др. Веснуосень 1918 Чурилин проводит в Харькове, где знакомится с Григорием Петниковым. Вероятно, именно здесь Велимир Хлебников «назначил» Чурилина одним из «Председателей Земного Шара». На протяжении поздней весны и лета 1920, т. е. еще при белогвардейцах, Чурилин, Бронислава Корвин-Каменская и Лев Аренс «натуралист широкого профиля», как он сам себя называл, и поэт-любитель, приехавший в Крым из Петербурга, организовали в Симферополе и Евпатории несколько «Вечеров поэзии будущего», в программу которых входили доклады Аренса «Слово о полку будетлянском» (молодая поэзия будущего), П.Новицкого «Пафос поэзии будущего», выступление профессора А.А.Смирнова, показ работ Корвин-Каменской, служивших своеобразными иллюстрациями к стихам, чтение произведений В.Хлебникова, Г.Петникова, Т. Чурилина, Божидара, Н.Асеева, Б.Пастернака, В.Каменского. Помимо этого, 14 августа 1920 «молодыми окраинными мозгопашцами», как они себя называли, был организован «Вечер творчества Т.Чурилина» со «Словом о творчестве Чурилина» Л.Аренса, «живописными примерами» Б.Корвин-Каменской и стихами Чурилина в исполнении С.Прегель, Л.Аренса, О.Мобрай и самого Тихона Васильевича. «Крымское братство» положило начало дружбе и многолетней переписке между Чурилиным, его женой, Григорием Петниковым и Аренсами (Львом и его супругой Саррой). «Вторая книга стихов» была выпущена Петниковым одновременно с повестью «Конец Кикапу», в 1918, в организованном им, Николаем Асеевым и Божидаром харьковском издательстве «Лирень». Петникову же и посвящен этот небольшой поэтический сборник, состоящий всего лишь из 14-ти стихотворений, входящих в неопубликованную книгу под названием «Льву барс». Одноименное стихотворение, открывающее эту книгу, посвящено Льву Аренсу, посвятившему, в свою очередь, Тихону Чурилину статью «Слово о полку Будетлянском». В 1920, после целой серии выступлений на поэтических вечерах, Чурилин вдруг заявил, что «окончательно и бесповоротно решил отказаться от писания стихов и беллетристики и перейти целиком на газетную, журнальную и литературоведческую работу. И я не писал стихов с 1920 г. по 1931 т. е. 12 лет». В эти годы он ведет активную общественную и агитационную деятельность, пишет критические статьи, руководит литературными секциями и кружками. В конце 1922 Чурилин возвращается в Москву, сближается с Н.Асеевым, Б.Пастернаком и О.Бриком, знакомится с В.Маяковским. В 1927 обострившаяся психическая болезнь вновь приводит его на больничную койку. Около четырех лет он проводит в московской Донской больнице. Первая его публикация после 12-летнего поэтического молчания переработки фольклора народов СССР. Песни Чурилина публикует «Литературная газета». Подборка чурилинских текстов сопровождается восторженно-сочувственной статьей Николая Асеева [Асеев 1932]. В это время Чурилин создает книгу «Жар-Жизнь», в которую вошли тексты 193132 годов. Дело доходит до того, что «Жар-Жизнь» принимают к печати в издательстве «Советская литература», но Главлит ее не пропускает. Идет дальнейшая борьба за книгу. Появляются положительные рецензии О.Брика и П.Новицкого, оставшиеся неизданными, но сохранившиеся в фонде Чурилина в РГАЛИ. Несмотря на помощь друзей и соратников, обращение в различные инстанции и «обработку» властей предержащих, заканчивается эта история с «пробиванием» книги тем, что уже готовый набор рассыпают и «Жар-Жизнь» окончательно «замораживают». Поэт продолжает делать одну за другой отчаянные попытки доказать свою «нужность» и «полезность» советской литературе. Он едет в фольклорные экспедиции в Адыгею (результат поездки создание одноименной пьесы) и Архангельскую область; начинает работу, продолжавшуюся до последних дней, над своей главной книгой романом «Тяпкатань». Вступление в 1934 в Союз писателей в целом не дает особых преимуществ и не открывает широких возможностей. Правда, хотя это одна лишь видимость, временно налаживаются отношения с издательствами. И через два года «Жар-Жизнь» вновь включают в план изд-ва «Советский писатель». Все это на материальном положении Чурилина никак не отражается. Поэт по-прежнему бедствует. В 1940 с большим трудом удается довести до печати книгу избранных стихов, составленную, в основном, из стихов 1930-х; во многом компромиссную, в которой от прежнего Чурилина почти ничего не осталось. К тому же сборник этот до широкого читателя не дошел. Сохранилось всего лишь несколько экземпляров. А в октябре 1945 случилось несчастье: умерла жена, самый преданный друг и соратник Бронислава Корвин-Каменская. Состояние самого Чурилина становится все тяжелее. Он впадает в глубокую депрессию, надвигается рецидив психической болезни. Вскоре его забирают в московскую больницу имени Ганнушкина. Организм его истощен, полностью отсутствует жировая прослойка. Поэт замкнут, необщителен, «высказывает бредовые идеи». 28 февраля 1946 Тихон Васильевич умирает. 2 марта его прах был сожжен в Донском крематории. На родине книги Чурилина ни разу не переиздавались. Небольшая книга неизданных стихов Чурилина вышла в Испании, в авангардном издательстве Михаила Евзлина: Тихон Чурилин. Стихотворения / сост., вступ. ст. и примеч. А.Мирзаева. Мадрид: Ediciones del Hebreo Errante, 2010. До сих пор остается неопубликованной боóльшая часть литературного наследия Тихона Васильевича: роман «Тяпкатань»; книга о Циолковском «Гражданин Вселенной»; поэма в прозе «Из детства далечайшего», повести «Последнее посещение», «Тайна», «Агатовый Ага»; пьесы «Последний визит», «Здорово, Цезари!» и др.; книга стихов «Жар-Жизнь», мемуары, статьи, письма, очерки и многое, многое другое. А.М.Мирзаев ЛИТЕРАТУРА: Аренс 1990 Лев Аренс. Слово о полку будетлянском / публ. Е.Аренса, примеч. А.Мирзаева // Сумерки. 1990. № 10+1. (Теория и практика «Игры в аду». К 80-летию русского авангарда.), с. 1528 [перепеч.: Хлебниковские чтения. СПб., 1991, с. 138150]. Асеев 1932 Н.Н.Асеев. Песни Тихона Чурилина // Литературная газета, 1932, № 15 (184), 29 марта. Крусанов 2003 А.В.Крусанов. Русский авангард. Т. 2. Кн. 2. М.: Новое литературное обозрение, 2003. |
|