Епископ Арсений
Епископ Арсений (в миру Леонид Иванович Денисов)
Церковный историк и духовный писатель 11/23.IV 1866, Москва не ранее сентября 1938 Учился на историко-филологическом факультете Московского университета Автобиография епископа Арсения (Денисова) Денисов, Арсений Иванович Место рождения Москва. Родился в 1866 году, 11 апреля. Учился в классической гимназии, в Московском университете, на филологическом факультете, по группе языкознания, и в Московском археологическом институте. Был членом Археологического института с 1919, Археологического общества с 1914 и Русского библиографического общества с 1920 года. Пишу и печатаюсь с 1888 года. Как многие, начал стихотворением («Я с детства видел горе»), напечатанным в московской газете «Вестник» 26 февраля 1888 года. Писал светские и духовные произведения. Назову более крупные по объему. В 1893 появился мой перевод Тертуллиана с латинского языка, с статьями другого автора и под его фамилией. В 1898 «Сыны света», сборник моих повестей; в 1904 «Жизнь Серафима Саровского»; в 1908 «Православные монастыри Российской империи», с обильной библиографией. Брошюры: в 1894 «Подснежники», в 1901 «Антар», одноактная пьеса в стихах на арабский сюжет, в 1908 «Печатник Иван Федоров и Иоганн Гуттенберг», с синхронистической таблицей распространения книгопечатания. В 1923 перевод книжки Кунова, с немецкого, «Происхождение семьи и брака», в издании «Земля и Фабрика». В настоящее время закончен мною перевод с французского (отчасти с латинского и испанского) сочинения Хуана Антонио Льоренте «Критическая история испанской инквизиции», в четырех томах, с 1500 моих примечаний, для издательства «Academia». Знаю (и умею переводить с них) следующие иностранные языки: греческий древний, византийский средневековый, новогреческий литературный, латинский классический, латинский средневековый, французский, итальянский, испанский, немецкий, английский, шведский, чешский, польский, сербский, болгарский. Говорю лучше всего по-французски. Знаю немного (но переводить связного текста не могу) языки: санскритский, коптский, древнееврейский, арабский, персидский, татарский, румынский. До 1908 года нигде не служил, добывал средства к жизни литературной работой. Да и вообще я тружусь с 15-ти лет. В 1908 вступил в духовное звание. С октября 1908 по май 1914 в сане иеромонаха был помощником Синодального ризничего в Московском Кремле, при церкви 12-ти апостолов. С мая 1914 по апрель 1918 в сане архимандрита был там же Синодальным ризничим. Заведуя Патриаршей ризницей, я с 1908 по 1917 изучал прикладные искусства, имеющие отношение к музейному делу: эмали, шитье, низанье, гравировку и ювелирное дело. С 1914 по 1917 был преподавателем французского языка в Московской Духовной семинарии. С 23 декабря 1917 года по июнь 1920 был членом комиссии по охране памятников искусства и старины при Моссовете. С 16 сентября по 15 октября 1918 был сотрудником Главного управления архивным делом. С 15 октября по 15 декабря 1918 был заведующим архивом бывшей Московской Духовной консистории (IV отдел, 2-я секция). С 16 декабря 1918 по 15 марта 1919 был сотрудником отдела научных библиотек Наркомпроса. С 15 марта 1919 по 24 марта 1920 был заведующим филологическим отделением научной библиотеки Наркомпроса (собрал свыше 10 000 книг, поступивших в Ленинскую библиотеку; прочел для сотрудников лекцию по истории книгопечатания, с демонстрацией старопечатных книг и гравюр). С 3 февраля по 15 августа 1920 был ученым секретарем библиографического отдела Госиздата. С 16 августа 1920 по февраль 1921 был членом коллегии и первым секретарем Российской центральной книжной палаты. С 1 февраля по 14 июля 1921 был заведующим Музеем книги (по истории книгопечатания, переплетов и иллюстраций) при той же Палате (собрано свыше 3000 книг, которые перешли в Ленинскую библиотеку). В июле 1921 года вышел в отставку по своему прошению. С 2 октября 1927 по 25 сентября 1929 был епископом Ефремовским, викарием Тульской епархии. 25 сентября 1929 был назначен епископом Марийским (с пребыванием в Йошкар-Оле), но отказался и туда не поехал. С 11 октября 1929 считался заштатным. С этого числа я ни разу не служил в церкви. С 13 мая 1930 проживаю в Лосиноостровске (Ульяновская улица, дом № 62А). 27 июня 1930 мне выдано удостоверение личности, как бывшему служителю культа. С 30 июня 1930 я занимаюсь исключительно литературной деятельностью; работаю, как переводчик, при издательстве «Academia» (по издательскому договору от этого числа). Арсений Денисов 22 марта 1931 г. [Романова, Гончаров 2008, с. 65] Дополнения к автобиографии Леонид Иванович Денисов родился от «свободного союза» московского врача из разночинцев и вольноотпущенной крестьянки Симбирской губернии, которая некоторое время служила актрисой Нижегородского драматического театра. Вскоре после рождения сына родители разошлись. Юность Денисова прошла в Нижнем Новгороде. В 1875 он поступил в Нижегородскую классическую гимназию. С 15 лет, еще будучи гимназистом, стал давать частные уроки. После окончания гимназии уехал в Москву для поступления в Московский университет, где проучился 7 семестров. В 1908, после смерти жены, Л.И.Денисов, к тому времени уже известный духовный писатель, решил принять монашеский постриг. 2 ноября газета «Петербургский листок» сообщала:
С мая 1914 В октябре 1917 красные не пощадили Кремль. В результате трехдневных артиллерийских обстрелов Патриаршая ризница, расположенная в соборе Двенадцати апостолов, была разрушена. Обследовавшие состояние Кремля и его святынь митрополиты Тихон (Беллавин, будущий Патриарх Московский и всея России) и Вениамин (Казанский) докладывали Поместному Собору (Православная Москва в 19171921 годах. М., 2004, с. 116):
Еще одним свидетелем вандализма, оставившим описание разрушений собора Двенадцати апостолов, был Преосвященный Нестор (Еп. Нестор Камчатский. Расстрел Московского Кремля. М., 1917). Патриаршая ризница, в частности одна из палат, пробитая снарядом, была превращена в груды кирпичных обломков и битого стекла, среди которых «несколько витрин и шкафов с драгоценными старинными покровами, украшенными золотыми дробницами и камнями, пробиты и попорчены безвозвратно. От осколков снарядов пострадало Евангелие XII века (1115 г.) великого князя Новгородского Мстислава Владимировича. С верхней сребро-позлащенной покрышки сбита часть финифтяной эмали, чрезвычайно ценной по своей старинной работе. Различные предметы драгоценных украшений патриархов, митры, поручи, а также церковная старинная утварь, сосуды, кресты и прочее все это выброшено из разбитых витрин на пол и вбито в щебень и мусор. Вторым снарядом разрушены витрины с патриаршими облачениями. Разбита церковно-историческая русская сокровищница, составлявшая самый лучший памятник минувшей патриархальной жизни Великой Святой Руси». После массированного обстрела Кремля на рассвете 3 ноября сопротивление юнкеров тогда уже было сломлено – собор предстал с большими проломами в стенах, восточная же часть здания и вовсе «производила впечатление живой развалины». Одних орудийных прострелов насчитывалось шестнадцать, да множество осколочных и ружейных повреждений. Один из снарядов разорвался, уничтожив или искорежив почти все церковное убранство и драгоценную утварь, накопленную здесь за века. Поруганию подверглось святое Распятие, изъязвленное осколками и залитое маслом из разбитых лампад. Красные маслянистые пятна кровавыми подтеками помечали израненное изображение Спасителя. Верующие люди при виде такого измывательства над святыней падали ниц к подножию Распятия, целовали его, обливаясь слезами. Во время осады архимандрит Арсений находился в Кремле. Спускаясь в подвальное помещение при обстреле, был контужен. Священный собор Православной Российской церкви, проходивший в те дни в Москве, хотел заслушать на своих заседаниях его объяснения относительно того, что произошло с Патриаршим музеем в результате обстрела Кремля, однако синодальный ризничий предпочел упорно скрываться и ни на какие разыскания не откликнулся. Человек, по словам современника, «слабый и робкий», он стал одним из немногих кремлевских обитателей, сразу перешедших на службу новой власти. Однако уже в начале 1920-х он остался без работы, бедствовал. В это время ему помог архиепископ (впоследствии митрополит) Трифон, в миру Борис Николаевич Туркестанов (18611934). Он исхлопотал прощение его проступка (неявки на Собор для объяснений по поводу разгрома ризницы) у патриарха Тихона, и архимандрит Арсений вернулся к богослужению. Огромные потери среди духовенства привели к тому, что в 1927 он получил сан епископа. В марте 1931 года был назначен викарием Московской епархии с местом службы в Кашире. В декабре того же года после разгрома храма в Кашире вышел за штат. В начале 1930-х выполнял библиографическую работу для В.Д.Бонч-Бруевича, затем, вплоть до 1938, делал переводы для издательства «Academia». В 1932 по просьбе Бонч-Бруевича составил записку о революционных событиях в Кремле, в которую вошли и написанные по свежим впечатлениям стихи 1917 года (публикуются ниже). С апреля 1935 по сентябрь 1938 жил на съемной квартире в Талдоме. Обстоятельства его отъезда из Талдома описаны в показаниях его квартирной хозяйки Е.И.Лисиной, данных во время допроса в 1940 (ГАРФ. Ф. 10035. Д. 30139. Л. 139):
Возможно, упомянутые женщины сообщили епископу об аресте зав. издательством «Academia» Я.Д.Янсона (приговорен к расстрелу 1 сентября 1938). Так или иначе, никаких достоверных сведений о судьбе Н.Н.Перцова Основные источники: [Стрижев 2003; Романова, Гончаров 2008]. |
|