Поэзия Московского Университета от Ломоносова и до ...

 

 
 
 


Пимен Арапов


Пимен Николаевич Арапов
Драматург, историк театра, переводчик
6/19 VIII 1796, деревня Араповка Саранского уезда Пензенской губ. –
23 III / 4 IV 1861, Санкт-Петербург
Окончил Московский университетский благородный пансион, обучался на словесном отделении Московского университета, действительный член Общества любителей российской словесности при Московском университете


      Пимен Николаевич Арапов родился в семье богатых пензенских дворян. Воспитывался в Москве, сначала в частном пансионе В.В.Измайлова, затем в Благородном пансионе при Московском университете. С четырнадцатилетнего возраста печатался как переводчик, первый перевод с немецкого – повесть «Тильзитский мир» (М., 1810). В 1814 издал свою сатиру в стихах «Моя жертва Наполеону» (отрывки см. ниже). В том же году поступил на словесное отделение Московского университета. Не кончив курса, в 1817 определился юнкером в Преображенский полк, где сблизился с поручиком П.А.Катениным – их объединила общая любовь к театру. В 1818 Арапов в чине прапорщика перевелся в кавалергардский полк. С этого времени играл на любительской сцене – участвовал в постановках домашних театров князя И.М.Долгорукого в Москве и А.А.Шаховского и М.Н.Загоскина в Петербурге. Выйдя в отставку, Арапов с 1821 начал службу по гражданскому ведомству, поступив в канцелярию сибирского генерал-губернатора; впоследствии был вице-губернатором в Саратове и Новгороде. С 1825 Арапов состоял секретарем по управлению театрами при московском генерал-губернаторе Д.В.Голицыне и советником по театральным делам Московского губернского правления.
      В период с 1822 по 1858 он активно переводил и сочинял пьесы, которые ставились на сценах московских и петербургских театров (всего более 20 пьес). Имели успех и были напечатаны: водевиль «Статья из газет» (1822), комедия в стихах «Господин Блажнин, или старый друг лучше новых двух» (1826), водевиль «Репетиция на станции» (1845). Комедия «Лизанька» (1858) была основана на реальных событиях из жизни актрисы Е.С.Сандуновой, в ней выведены известные театральные деятели этой эпохи. Некоторые пьесы Арапова опубликованы не были, хотя и шли на театральной сцене («Чертов колпачок», «Демьянова уха», «Волшебное стекло», «Вертеп», «Пикасьет»). Из переводных пьес (преимущественно с французского) были напечатаны: четыре водевиля («Прихотник без денег, или Искатель обедов», «Медведь и паша», «Ватель, или Потомок великого человека», «Секретарь и повар»), две комедии («Одушевленные цветы и мечтатель» и «Г-жи Сельмины, или Муж, жена и вдова») и одна романтическая мелодрама («Польдер, или Амстердамский палач»).
      В литературных журналах появлялись стихи Арапова. Со 2 ноября 1829 он состоял действительным членом Общества любителей российской словесности при Московском университете.
      Свое служение русскому театру Арапов продолжил изданием (вместе с Д.Новиковым) литературно-музыкального альбома «Радуга» (1830). В 1850 вышел в свет большой иллюстрированный историко-биографический «Драматический альбом» (совместно с художником А.Раппольтом). В книгу вошли составленный Араповым «Очерк постепенного хода и усовершенствования русского театра», портреты и биографии знаменитых русских артистов, старинные афиши и редкие рукописи. В Париже Араповым была издана еще одна книга, посвященная русскому театру, – собрание портретов русских актрис «Драматический букет». В 1850-х гг. во время заграничных путешествий Арапов познакомился с театрами Парижа, Лондона, Брюсселя и Берлина. Свои театральные заметки он печатал в журнале «Северная пчела», сотрудником которого по отделу театра был в течение многих лет. Самым значительным трудом Арапова, заслуженно принесшим ему славу первого летописца русского театра, стала фундаментальная «Летопись русского театра», вышедшая в год смерти автора (1861). «Летопись» – это хроника театра с конца XVIII по ноябрь 1825, основанная как на документах, так и на собственных наблюдениях и записях автора, а также на театральных дневниках актера А.В.Каратыгина (1794–1832), которые последний вел ежедневно в течение 38 лет. Сведения о репертуаре, составе трупп, успехах конкретных спектаклей и отдельных актеров позволяют судить о вкусах публики, внутритеатральных отношениях, быте и т.д. «Летопись русского театра» остается востребованной и поныне.

А.В.Уланова

Основные источники: [СЧОЛРС, ЭСБЕ, КБС, РП:1800]



 



Стихи